По мнению автора, в условиях рыночной экономики, жизненный цикл товара - это совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния товара, в течение которого он пользуется спросом и приносит доход. Лишь удовлетворяя потребность общества в товаре, предприятие сможет не только компенсировать расходы на его производство, но и получать прибыль.
Говоря о жизненном цикле товара, исходят из следующих положений:
срок службы товара ограничен - период времени, в течение которого товар может эффективно выполнять свои функции;
жизнь товара на рынке включает несколько этапов (отдельных моментов, стадий какого-нибудь процесса, каждый из которых открывает перед продавцом различные возможности и ставит проблемы;
на разных стадиях жизненного цикла прибыль, которую приносит товар, варьируется;
каждый этап жизненного цикла товара требует особого подхода (т. е. совокупности приемов, способов воздействия на что-нибудь, в изучении чего-нибудь) к стратегии в области маркетинга, финансов, производства, сбыта и управления персоналом.
Основные характеристики товара на разных стадиях жизненного цикла и типичные действия фирмы на рынке с этим товаром представлены в таблицах 1, 2.
Как видно из таблицы 1, на стадии внедрения происходит медленное увеличение объема продажи товара после его поступления на рынок. В связи с большими затратами фирмы на данном этапе продажи товара приносят незначительную прибыль, несмотря на высокую цену. Число конкурентов небольшое, а основными покупателями являются потребители-новаторы. Товар предлагается в своем основном варианте.