русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ВВЕДЕНИЕ


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 2179; Нарушение авторских прав


 

Одна из целей обучения информатике в общеобразовательной средней школе – развитие операционного (алгоритмического) мышления учащихся. Указанная цель достигается путём практического овладения учащимися технологией постановки и решения алгоритмических задач, приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Из сказанного следует, что центральное понятие курса – алгоритмы, а основное содержание учебной деятельности – составление и анализ алгоритмов.

Существует тесная связь между алгоритмизацией и программированием. Идея алгоритма – ведущая идея программирования в современных процедурных языках. Программирование рассматривается в курсе как главный способ алгоритмизации. И алгоритмический язык Turbo Pascal, являясь одновременно средством обучения, - это весьма простой, но достаточно мощный язык программирования.

В настоящее время в компьютерном мире существует множество языков программирования. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, и каждый предназначен для определённого уровня подготовки программиста: от начинающего до профессионала.

Однако, с уверенностью можно сказать, что Pascal лучше других подходит для обучения начинающих программистов. Это обусловлено, прежде всего, тем, что данный язык был разработан швейцарским учёным Николаусом Виртом специально для изучения студентами программирования.

Язык программирования Pascal оказался настолько удачным, что за короткое время были разработаны его модификации от «классического» до среды виртуального программирования Delphi, используемой в настоящее время многими профессиональными программистами.

В пособии понятия и задачи подобраны по принципу «от простого к сложному», и охватывают все виды алгоритмов: линейные, разветвляющие, циклические, процедурные. Формирование общего представления об этих понятиях и умение применять их на практике – такова задача изучения алгоритмизации.



Начинающему программисту предлагаемые задачи, с одной стороны по плечу, с другой – полезны и занимательны. Научиться программировать можно только «программируя» т.е. решая конкретные задачи. Поэтому, решайте задачи, изучайте приведённые примеры, вводите их в свой компьютер!

Темы и задачи следуют в том порядке, в котором традиционно изучаются соответствующие разделы в курсе программирования. Перед тем как приступить к решению задач, нужно изучить соответствующую тему. Писать программу лучше сначала на бумаге, предварительно составив алгоритм, а уже затем вводить программу в компьютер.

Задача считается решённой, если программа работает так, как сказано в условии задачи. Важно, чтобы решённая задача была правильно оформлена, что предполагает использование:

- осмысленных имён переменных, констант, функций и процедур;

- отступов при записи операторов;

- комментариев.

 

Правильно оформленную программу легче отлаживать, кроме того, она производит хорошее впечатление.

Приведённые в пособии примеры можно рассматривать как образцы оформления решений задач.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Программирование линейных алгоритмов.

1. Программирование разветвляющихся алгоритмов.

2. Программирование циклических алгоритмов

3. Подпрограммы: процедуры и функции

4. Графика

 

 

Тема 1: Программирование линейных алгоритмов

 

Линейным алгоритмом называется последовательность операций, выполняемых строго в соответствии с порядком их следования сверху вниз и слева направо.

Для программирования линейных алгоритмов используются в основном следующие операторы:

· оператор присваивания := ;

· составной оператор begin … end;

· оператор процедуры ввода Readln;

· оператор процедуры вывода Writeln;

 

Также приведем некоторые полезные при программировании сведения.

Арифметические функции:

 

Функция Описание
Abs (x) Абсолютное значение, модуль
Arctg (x) Арктангенс
Cos (x) Cos x
Exp (x) Экспонента ех
Frac (x) Дробная часть числа
Int (x) Целая часть числа
Ln (x) Натуральный логарифм
Sin (x) Sin x
Sqr (x) Квадрат аргумента х2
Sqrt (x) Корень квадратный
Random Случайное число 0<=x<1
Random (n) Случайное целое число 0<=x<n
Randomize Инициализация генератора случайных чисел
Round (x) Округление до целого
Trunc (x) Отсечение дробной части числа
Pi 3.1415925635

 

Математические операции: сложение +, вычитание -, умножение *, деление /.

div- целочисленное

mod- остаток от целочисленного деления

 

Операции сравнения: результат сравнения имеет логический тип.

= равно < > не равно

< меньше <= меньше или равно

> больше >= больше или равно

 

 


Блок-схемы:

При составлении блок-схемы линейного алгоритма приняты следующие условные обозначения:

- оператор ввода данных  
- линейный оператор  
- оператор вывода результата (печать)  

Пример выполнения задания по теме 1.

Цель расчёта – приобретение опыта в решении программ линейного и разветвляющегося типа и отладка задач на компьютере.

Постановка задачи:

Найти площадь треугольника по формуле Герона:

,

где - полупериметр треугольника

Составление алгоритма:

Как известно программа на Паскале состоит из трёх основных частей: название программы, раздел описания объектов программы и тело программы (операторы).

1) Назовём программу Geron.

2) Определим какие переменные и какого типа нужны для решения задачи: a, b, c – длины сторон треугольника; P – периметр; S – площадь.

Все переменные должны быть вещественного типа Real.

Для ввода длин сторон используем оператор ввода Readln.

Для вывода результата на экран – Writeln.

Составление блок-схемы алгоритма:

 
 


Составление программы:

 

Program Geron;

uses crt;

VAR a,b,c: integer; {стороны треугольника}

P,S: real; {полупериметр и площадь треугольника}

BEGIN

clrscr;

writeln ('Нахождение площади треугольника');

writeln ('Введите исходные данные');

writeln ('Введите длины сторон треугольника');

readln (a,b,c);

P:=1/2*(a+b+c); {определение полупериметра треугольника}

S:=sqrt(P*(P-a)*(P-b)*(P-c)); {определение площади треугольника}

Writeln ('Площадь треугольника=', S:2:2);

END.

Решение задачи на компьютере. Результаты решения:

 

Введите исходные данные

Введите длины сторон треугольника

 

Площадь треугольника = 80.65

 


Варианты задач по теме 1

 

1. Даны два числа A и B. Получить их сумму, разность и произведение. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные введённые пользователем, выделены полужирным шрифтом).

 

Вычисление суммы, разности и произведения двух чисел.

Введите исходные данные:

Введите число А: 37

Введите число В: 25

 

Сумма этих чисел: 62

Разность этих чисел: 12

Произведение этих чисел: 925

 

2. Составить программу вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и карандашей. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введённые пользователем, выделены полужирным шрифтом).

 

Вычисление стоимости покупки.

Введите исходные данные:

Цена тетради (руб.): 2.75

Количество тетрадей: 5

Цена карандаша: 0.85

Количество карандашей: 2

 

Стоимость покупки: 15.45 руб.

 

3. Составить программу вычисления расстояния между населёнными пунктами, изображёнными на карте. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введённые пользователем, выделены полужирным шрифтом).

 

Вычисление расстояния между населёнными пунктами.

Введите исходные данные:

Масштаб карты (количество километров в одном см): 120

Расстояние между точками (см): 3.5

 

Расстояние между населёнными пунктами: 420 км.

 

4. Составить программу вычисления стоимости поездки на автомобиле на дачу (туда и обратно). Исходными данными являются: расстояние до дачи (в км); количество бензина, которое потребляет автомобиль на 100 км пробега; цена одного литра бензина. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введённые пользователем, выделены полужирным шрифтом).

 

Вычисление стоимости поездки на дачу.

Расстояние до дачи (км): 67

Расход бензина (литров на 100 км пробега): 8.5

Цена литра бензина (руб.): 6.5

 

Поездка на дачу и обратно обойдётся в 74.04 руб.

 

5. Составить программу вычисления величины дохода по вкладу. Процентная ставка (в процентах годовых) и время хранения (в днях) задаются во время работы программы. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введённые пользователем, выделены полужирным шрифТЗКом:))))

 

Вычисления дохода по вкладу.

Введите исходные данные:

Величина вклада (руб.): 2500

Срок вклада (дней): 30

Процентная ставка (годовых): 20

 

Доход: 41.10 руб.

Сумма по окончании срока вклада: 2541.10 руб.

 

6. Составить программу, которая преобразует введённое с клавиатуры дробное число в денежный формат. Например, число 125 должно быть преобразовано к виду 12 руб. 50 коп.

 

Преобразование числа в денежный формат.

Введите дробное число: 23.6

 

23.6 руб. – это 23 руб. 60 коп.

 

7. Составить программу пересчёта величины временного интервала, заданного в минутах, в величину, выраженную в часах и минутах. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введённые пользователем, выделены полужирным шрифтом).

 

Введите величину временного интервала (в минутах) и нажмите Enter: 150

 

150 минут – это 2 ч. 30 мин.

 

8. Определить число, полученное выписыванием в обратном порядке цифр заданного двузначного натурального числа.

 

Введите двузначное число и нажмите Enter: 25

Обратное число: 52


Тема 2: Программирование разветвляющихся алгоритмов

 

Разветвляющимся или условным называется алгоритм, позволяющий выбирать одно из нескольких возможных направлений решения задачи.

Для программирования разветвляющихся алгоритмов используются следующие операторы:

· оператор присваивания :=;

· составной оператор begin … end;

· оператор ввода Readln;

· оператор вывода Writeln;

· условный оператор If…then…else;

· оператор выбора (варианта) case.

Форма записи оператора IF:

if логическое_условие then Оператор_1 else Оператор_2;

 

если логическое_условиеверно, то выполняется Оператор_1, иначе Оператор_2;

 

Перед else точка с запятой не ставится!

 

Существует вторая упрощенная форма этого оператора:

if логическое_выражение then Оператор_1;

 

Вначале проверяется логическое выражение, если оно верно, то выполняется Оператор_1, после этого выполняется часть программы, расположенная ниже, если условие ложно, то Оператор_1, не выполняется, выполняется оператор ниже.

Логическое выражение может содержать одно или несколько условий с функциями логическими End, Not, Or и заключенных в круглые скобки.

 

Оператор_1и Оператор_2могут быть простыми и составными.

 

Если в программе надо выбрать один вариант выполнения из трёх возможных и более, то нужно использовать этот оператор варианта Case.

Форма записи:



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пашнин С.В., Лысова А.А. | Case n of


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.008 сек.