Важнейший элемент цены – прибыль, прибыль должна удовлетворять интересы собственников предприятия, менеджеров. После вычитания из полученной выручки всех расходов, связанных с выпуском и реализацией продукции, налогов, сборов и других аналогичных платежей, обеспечивающих необходимые государственные потребности, прибыль остается в распоряжении предприятия. Правильное определение размера прибыли в цене единицы каждого вида продукции отразится в целом на общей суммеполучаемой предприятием прибыли.
Размер прибыли, в расчете на единицу продукции:
размер рыночной цены ( при наличии аналогичной продукции на рынке);
размер затрат, на единицу продукции (в.т.ч. условно-постоянные и условно-переменные).
Определяя прибыль в цене, использую разные методы.
При затратных методах ценообразования можно использовать установление прибыли в относительном выражении (норматив рентабельности) и прибавление желаемой абсолютной суммы прибыли к рассчитанной сумме затрат. Абсолютная сумма прибыли, размер норматива рентабельности может быть фиксированным или переменным.
Цена единицы продукции при включении в нее относительной величины прибыли (в рамках норматива рентабельности), расчет связан с умножением затрат на коэффициент рентабельности.
Коэффициент определяется:
деление общей суммы прибыли от продаж на себестоимость;
деление общей суммы прибыли от продаж на цену продаж.
Метод целевого ценообразования - включение индивидуальной суммы прибыли в цену каждого конкретного товара, методика основана на использовании расчетов безубыточности производства (сопоставление затрат с ожидаемыми поступлениями, разные уровни объема продаж).
Важным является учет изменения прибыли (стратегия и тактика ценообразования при установлении цен), при необходимости снижения или повышения цен на товары. (2.1, 2.3)
Прибыль может быть целью ценовой политики фирмы в долгосрочном аспекте, но не отражает многообразных задач ценообразования (выход фирмы на новый рынок, стремление увеличить свою долю на рынке, ориентация цен на максимизацию прибыли ).
Прибыль теряет роль решающего критерия при принятии оперативных ценовых решений, часто цель увеличение оборота, доли рынка или положительного восприятия уровня цены клиентами. Для разработки долгосрочной стратегии развития фирмы, сохраняется значение относительных показателей прибыли (показателей рентабельности, окупаемости капитальных затрат)
Понятие прибыли дифференцируется, рассчитывается она на основе полных или частичных затрат. Понятие чистой нетто-прибыли, с учетом полных издержек и части постоянных затрат, постоянные затраты не играют решающей роли при принятии ценовых решений, а полный учет затрат ценообразования неизбежно ведет к росту цен. Вместо нетто-прибыли (чистой прибыли) при принятии оперативных (краткосрочных) ценовых решений используется расчет брутто-прибыли.
Покрытие на основе раздельного учета затрат метод «директ-костинг» разность между оборотом (общей выручкой) исуммой переменных затрат за данный период.