Наличие значительного количества фирм, продукция взаимозаменяема (отличие в качестве, уровне потребительских предпочтений, оформлении) – рынок монополистической конкуренции.
Основные черты: дифференциация товаров; острая конкурентная борьба между фирмами; острая конкурентная борьба между фирмами;
Большая роль отводится рекламе, присвоению товарам марочных названий, при монополистической конкуренции каждый продавец может иметь самостоятельную ценовую политику.
Функция спроса представляется ломаной линией, двойной излом этой функции в зависимости от масштабов изменения в теории ценообразования называют функцией Гутенберга. (1.4)
Она отражает изменения коэффициентов ценовой эластичности, формы рынка и реакции конкурентов. Эта функция спроса как бы разбивается на три части - средняя, относительно неэластичная, и две крайние, высокоэластичные (продавец со своей ценой находится в средней - монополистической части). За ее пределами значительные отклонения от действующей цены ведут к прогрессивно нарастающим отклонениям в объеме спроса и продаж.
Каждому ценовому интервалу (при постоянном соотношении цены и качества продукции) соответствуют покупателели, предпочитающих именно данную продукцию, отклоняя цены от среднего уровня в некоторых пределах, за эти пределами объем продаж данного товара снизится. Новые покупатели не сразу заметят снижение цены, их предпочтения относятся к другим продавцам, необходимо значительное снижение цен (при низкой эластичности) привлечь новых покупателей.
Активной ценовой политики будут тем больше, чем:
меньше конкурентов производителей, четче выражен имидж фирмы и выше уровень потребительских предпочтений; сравнение качества и цен товаров затруднен; покупатели реагируют на изменение цен медленно. (2.3)
Все разделяет рынок на отдельные монополизированные сегменты и ослабляет взаимозаменяемость, даже при снижении цен на продукцию, не происходит изменения эластичности спроса и оттока покупателей – предприниматель слегка снижая цену, для восстановливает монопольную позицию.