С древнейших времен существования Значение стоимости и цены товара находились в поле зрения ученых и практиков. Первые подходы к определению характеристик стоимости отмечены в трудах античных мыслителей, философов Китая и Индии. (1.4)
Стоимостная теория цены изложена в трудах представителей эпохи становления капитализма (конец XVIII —начало XIX в.) — основателей классической школы политической экономии Вильяма Петти, Адама Смита, Давида Рикардо, в основе учения которых заложено представление о трудовой теории стоимости. Стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства, ценность — издержками, понесенными на его производство.
В. Петти (1623-1687) первый автор трудовой теории стоимости, он ввел понятия «естественной цены» (внутренней стоимости) и «рыночной цены» т.е. стоимость определяется затраченным трудом. Основатель французской классической экономической школы Пьер Буагильбер (1646-1714) величину «истинной стоимости» также предлагал определять затратами труда, изучал потребительную стоимость, так как цель производства это потребление. (1.4)
А. Смит (1723-1790) автор «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), по его мнению стоимость определяется затратами труда, тем количеством , на которое можно приобрести данный товар, вместе с тем, стоимостьопределяется источниками дохода, под которыми он понимал заработную плату, прибыль и ренту. (1.4)
Д. Рикардо (1772-1823), раскрыл идею А. Смита о том, что стоимость полностью определяется трудом только в примитивных обществах. Д. Рикардо определял количественные соотношения между заработной платой, стоимостью, прибылью и рентой.
В 1817 г. Д. Рикардо опубликовал работу «Начала политической экономии и налогового обложения».
Теория трудовых затрат не может полностью объяснить соотношения товарных цен, (в цену он включал стоимость, созданную затраченным на производство товара трудом, а также стоимость капитала, занятого в его производстве) тем самым существенное значение Д.Рикардо отводил издержкам производства, регулирующим цену товаров.
В развитие теории стоимости и цены внес свой вклад французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832), уделил исследованию спроса и предложения большое внимание, он считал что стоимость зависит от полезности товара, издержек на его производство, спроса и предложения. (1.4)
Джон Стюарт Милль (1806-1873) ввел понятие цены как денежного выражения стоимости. Английскийэкономист исследовал ценообразующий фактор конкуренции.
Сторонником стоимостной теории цены являлся К. Маркс (1818-1883), в своем основном труде «Капитал» ввел понятие абстрактного труда как объективной субстанции стоимости. Сущность его теории в признании существования двух экономических категорий — «стоимость» и «цена», каждая из которых имеет собственную характеристику и содержание, то есть прибавочная стоимость — это стоимость продукта неоплаченного труда рабочих. (1.4)
В экономической теории такой труд принято называть абстрактным. Цена товара представляет собой денежное выражение его стоимости. В связи с влиянием различных рыночных факторов цена единицы товара может отклоняться от его стоимости.
Позиции сторонников классической школы ценообразования, сформировали подходы, соответствующие затратному ценообразованию.
Другая концепция определяет цену товара, как сумму денежных затрат в самом наилучшем варианте использования производственных ресурсов, теория маржинализма (теория ценности или предельной полезности) появилась в конце XIX в.
Определенный вклад в ее разработку внесли: французский математик и экономист Антуан Огюстен Курно (1801-1877), немецкий математик и экономист Иоганн Генрих Тюнен (1783-1850), немецкий юрист и экономист Герман Генрих Госсен (1810-1858) и др. (1.4)
А. О. Курно – ввел понятие эластичного и неэластичного спроса, разработал модель максимизации прибыли: при равенстве предельной выручки и предельных издержек в условиях монополии достигается максимум прибыли.
И. Г. Тюнен - исследовал производственную функцию ипоказал, что наибольший чистый доход будет получен, если предельные издержки каждого фактора производства будут равны предельной отдаче от их использования. (1.4)
В книге «Эволюция законов человеческого взаимодействия» Г. Г. Госсен сформулировал следующие законы:
по мере увеличения наличия блага желаемость конкретного блага убывает; рациональное потребление возможно устанавить при равенстве соотношения предельных полезностей потребляемых благ и их цен.
Отсюда объем потребления благ определяется ценой товара и платежеспособным спросом.
Английский экономист Уильям Стенли Джевонс (1835-1882), швейцарский экономист Леон Вальрас (1834-1910), представители австрийской школы Карл Менгер (1840-1921) и Эйген Бем-Баверк (1851-1914)являются основоположниками теории полезности.
Данное направление углубили американский ученый Джон Бейтс Кларк (1847-1938), австрийский экономист Йозеф Алоиз Шумпетер (1883-1950) и др. (1.4)
Представители маржиналистской теории исследуют потребности покупателя и поведение отдельных фирм, они заменили категории «стоимость» и «товар» на понятия «ценность» и «экономическое благо».
К. Менгер утверждал, что ценность экономических благ выявляется человеком в процессе удовлетворения его потребностей, ценность представляет собой субъективное суждение о значении имеющихся в распоряжении хозяйствующих людей благ для поддержания их жизни, поэтому она вне сознания людей не существует. (1.4)
Э. Бем-Баверк поставил задачу обосновать существование закона величины ценности вещи. Из процесса ценообразования Бем-Баверк исключил труд и издержки производства, ценность и цена товара, как испрос на него, определяются психологией конкретного потребителя. (1.4)
А. Маршалл (1842-1924) в работе «Принципы политэкономии» (1890) предпринял попытку объединить взгляды теоретиков классической школы и маржиналистов, его считают основоположником неоклассического направления экономической теории. Его последователями являются английские экономисты Артур Пигу (1877-1959), Джоан Вайолет Робинсон (1903-1983) и др. (1.4)
А. Маршалл полагал, что издержки производства и предельная полезность являются равноправными факторами определения цены.
Издержки производства представляют собой усилия, необходимые для изготовления товара, это отрицательные эмоции, расходующие силы. У предпринимателей - воздержание от потребления и риск капиталовложений, денежная цена издержек производства должна компенсировать данные отрицательные ощущения.
Дж. В. Робинсон, мировое признание которой принесла ее работа «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933). Ею исследованы понятия «монопсония», «чистая монополия», «олигополия», введено понятие «дискриминация в ценах». (1.4)
Из отечественных экономистов следует отметить вклад ученых М. И. Туган-Барановского (1865-1919) и П. Б. Струве (1870-1944). В труде «Основы политической экономии» М. И. Туган-Барановский утверждал, что ценность и стоимость представляют собой логические категории хозяйства, теория предельной полезности дополняет классическую теорию стоимости.
Вкнигах «Хозяйство и цена: критические исследования по теории и истории хозяйственной жизни»- (1913) и «Проблемы капитала в системе политической экономии, построенной на понятии цены» (1917) П.Б. Струве определял цену как главную категорию экономической науки, что из цен логически и исторически складывается ценность. (1.4)
( ГАТТ) генеральное агентство по тарифам и торговле рекомендует определение нормальной стоимости: «Нормальная стоимость понимается как стоимость материалов и изготовления товара в стране его происхождения, покрываемая в ходе обычных торговых операций, плюс разумная прибыль и общие расходы» (1.3)
Только новейшее время с его железнодорожными тарифами, принудительными картельными ценами, регулированием заработной платы расширяет поле рационального построения цены, создает хотя бы на ограниченных пространствах настоящее управление ценами. Для определения места цены в рыночной экономике необходимо четко знать что же такое «рынок»
Рынок- это устойчивые, постоянно воспроизводимые, повторяющиеся связи между субьектими рыночных отношений. Связи производственные, торговые, экономические, технологические опосредованные через механизмы товаро-денежных отношений, стоимости, ценообразования, спроса и предложения и другие механизмы сферы обращения товаров.
Рынок это основная форма реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий (финансов, кредита, заработной платы, себестоимости, прибыли, цены).
Продавцы и покупатели и через них производители и потребители отстаивают противоположные интересы. Для продавца важна реализация по большой цене с меньшими затратами и максимальной прибылью, покупатель заинтересован в приобретении нужных им товаров с большей полезностью и низкой ценой, выравнивание интересов происходит через цену на рынке под воздействием спроса и предложения.
В условиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется используя в числе многих и закон стоимости, действующий через механизм цен и ценообразования.