· предложить пассажирам максимально широкий спектр тарифов – на любой достаток;
· обеспечить доступность услуг, предоставляемых в наиболее комфортабельных вагонах – люкс, СВ, купе, благодаря снижению средней стоимости билета в дерегулируемом государством сегменте перевозок (Люкс, СВ, купе); созданию минимального тарифа в дерегулируемом сегменте, который будет незначительно превышать тариф в плацкартных вагонах (тарифы на проезд в которых регулируются государством).
Эффективное ценообразование в аптеках Автор: Павел ЛИСОВСКИЙ, к.э.н., член РАФМ, консультант по построению систем управления в аптеках
Пристальное внимание государственных регулирующих органов и общественности к проблеме формирования цен на лекарства обуславливает необходимость тщательной организации процесса ценообразования в аптеках. В рамках этого процесса определяется, какую прибыль получит аптечная организация. Однако в большинстве случаев ценообразование осуществляется недостаточно эффективно, в частности потому, что применяемые во многих аптеках методы не отвечают ключевому требованию – обеспечению конкурентоспособных цен на позиции, приносящие основной доход.
Существующие в настоящее время подходы к ценообразованию в аптечных сетях сводятся к трем основным моделям: - централизованной, при которой правила ценообразования определяются руководством аптечной сети для всего ассортимента; - частично децентрализованной, в которой правила ценообразования задаются только для определенного реестра аптечных товаров, а обязанность формирования цен на позиции, не входящие в этот реестр, возлагается на заведующих аптеками; - децентрализованной, при которой ответственность за формирование цен несут заведующие аптеками. При таком подходе у сотрудника, как правило, нет критериев отнесения товара к той или иной ценовой группе и поэтому ему приходится регулярно принимать решения о наценке, опираясь на личный опыт, говоря проще – «на глаз».
Разумно ли в нынешней экономической ситуации осуществление ценообразования последним из вышеназванных способом? Обеспечивает ли такой подход аптекам необходимую экономическую эффективность? Очевидно, что нет. Тем более опасно осуществлять ценообразование таким образом в аптеках с дефицитом финансовых ресурсов. Бывают ситуации, когда в достаточно крупных аптечных сетях ценообразование в рамках определенных групп делегировано категорийным менеджерам. Такая модель в большинстве случаев также не является оптимальной, т.к. формирование цен в одних категориях аптечного ассортимента происходит вне зависимости от других групп товара, что не всегда верно, т.к. ведет к нарушению единства ценовой политики организации. Кроме того, в компетенцию одного менеджера попадают как популярные товары, требующие тщательного системного конкурентного анализа, так и менее популярные позиции, не требующие его. Как показывает опыт, для многих аптек резервы оптимизации базовых цен весьма значительны: прирост товарооборота только за счет внедрения более эффективных методов ценообразования может достигать 10-20%. Эффективная система ценообразования в аптеке должна отвечать следующим требованиям: 1. Обеспечивать максимальную прибыль при сохранении конкурентоспособности. 2. Способствовать лояльности клиентов. 3. Требовать минимальных финансовых, трудовых и временных затрат. 4. Позволять быстро реагировать на изменения конкурентной среды.