Очевидным трендом этого года станет заметный рост электронных продаж на фоне неуклонного снижения продаж бумажных книг. Эксперты прогнозируют, что в континентальной Европе объём электронного рынка в денежном выражении возрастёт до 5-10% (с учётом колебаний по странам), в Великобритании составит 15-20%, а в США достигнет 30-50%. Поскольку цена электронной книги ниже бумажного аналога, последняя цифра, если ей суждено воплотиться, в пересчёте на количество проданных экземпляров/скачанных файлов будет означать, что потребитель в более чем половине случаев делает выбор в пользу цифры. Иными словами, традиционная книжная индустрия XX века перестанет существовать.
Изменение способа создания и дистрибуции книг вызовет необходимость организационных изменений в издательствах. Наиболее вероятны сокращения в отделах продаж при расширении служб маркетинга и IT за счёт привлечения программистов и разработчиков электронных книг и приложений.
Поиск вариантов монетизации контента приведёт к дальнейшему дрейфу книгоиздания в сторону других жанров развлечений. Крупные издательства будут либо открывать кроссмедий-ные подразделения в составе собственной оргструктуры, например, приобретая стартапы либо вступая с ними в стратегическое партнёрство. Начало этому тренду положил Random House, основав в 2011 году совместно с компанией разработчиком компьютерных игр THQ импринт Random House Worlds. Подразделение использует наработки издательства для создания мупьтиплат-форменных медийных продуктов: видеоигр по сюжету фильмов, сценарий которых в свою очередь основан на содержании повести или романа.
Издатели будут активнее инвестировать в прямые продажи и маркетинг, одновременно с моделью В2В (издательство - книготорговая структура) развивая отношения с читателями В2С.
Одним из существенных инструментов стимулирования продаж и навигации читателя в растущем объёме контента станет поддержка рекомендательных сервисов типа GoodReads (6 млн пользователей) или российского Imhonet, а также профессиональной литературной критики. Ещё одна примета времени - перераспределение маркетинговых бюджетов в пользу социальных медиа, создание и поддержка тематических групп в социальных сетях. Однако для существования любого из этих сервисов принципиально важно, чтобы информация о новых книгах грамотно выстраивалась вокруг читателей и их интересов.
Обязательным элементом маркетинговой стратегии станет количественный анализ читательской аудитории, схожий с исследованиями аудитории ТВ и прессы. С ростом популярности электронных библиотек и распространением электронных книг инвестиции издателей в аналитические инструменты также будут расти. Конкурируя с агрегаторами, издательства предложат читателям подписку на свой контент.
Попытка воскресить подзабытую практику подписных изданий будет предпринята прежде всего применительно к электронным тематическим коллекциям. Возможные варианты этой модели в той или иной степени уже апробировались в прошлом году в виде «книга+бонус». В виде бонуса предлагалась подписка на обновление контента, новые релизы автора или доступ к дополнительным материалам, опубликованным в закрытой части сайта.
В этом году издатели и библиотеки договорятся об условиях передачи контента и доступа читателей к электронным книгам. Вероятнее всего, издатели будут передавать книги по договору, который ограничивает доступ к файлу определенным числом раз. Доступ будет осуществляться либо в помещении библиотеки, либо в «облаке» на его сервере. Появятся и межбиблиотечные электронные базы контента.