В 2012 году издатели в масс-маркетовом секторе предпочтут работать с уже сложившимся пулом авторов, возможность появления новых имен, не имеющих медиастатуса или сетевого читателя к моменту обращения в издательства, крайне мала. По крайней мере, если речь не идёт о наполнении существующей серии. Количество переводной литературы уменьшится, издатели будут рисковать либо из-за мировых бестселлеров, либо при наличии грантов.
Наряду с этим появятся новые проекты, использующие коммерческий потенциал некогда популярных произведений - «вторичный отжим» известного продукта представляется меньшим финансовым риском. Возможные варианты включают адаптацию классики в традиционной литературной форме («Джейн Эйр» в пересказе Джил Тэвнэр), использование новых форматов (комиксы) и жанров («Андроид Каренина»), создание продолжений (типа новых приключений Шерлока Холмса писателя Энтони Горовица) или создание тематических сайтов («Поттериана» - Pottermore).
Издатели продолжат экспериментировать с электронным контентом, хотя вряд ли 2012 год принесёт что-либо принципиально новое. Скорее всего, развитие пойдёт по уже заданным направлениям. Это и «геймификация», в частности, выпуск книги в связке с игрой; и истории с «открытым» продолжением, которые дописываются совместно с авторским фан-клубом; и книги, распространяемые по принципу программного обеспечения: приобретая один раз, читатель получает право на бесплатное обновление контента. Изобилие на рынке планшетников, в том числе и по доступным ценам (от индийского Aakash за 60 дол. до Amazon Kindle Fire за 199 дол.) стимулирует издателей на разработку мультимедийных продуктов. Однако невысокие цены и умеренные объёмы продаж книг и приложений с «дополненным содержанием» не позволят компенсировать довольно высокие затраты на их производство, даже при использовании последней версии ePub-З (от 5 тыс. дол.), конечно, если не случится неожиданного технологического прорыва. В результате к концу года на рынке останутся детские печатные книги с мультимедийными опциями в высоком ценовом диапазоне и мультимедийные книжные трейлеры как инструмент маркетинга. Издатели продолжат монетизировать бэк-лист, формируя электронные сборники из ранее вышедших произведений или продавая отдельные главы или рассказы. Будет развиваться проза «малых форм», предназначенная для чтения на экране: рассказы, эссе, истории с продолжением в виде сериалов.
Авторы
Коммерческие авторы всё больше и больше превращаются в бренды, условие популярности которых - узнаваемость и присутствие. Наряду с регулярным выпуском новых книг обязательной составляющей авторской карьеры становится само-промоушен: встречи с читателями, автограф-сессии, интервью, блоги, лекции и видеоуроки и другие формы паблисити. Из популярных блогге-ров в этом году и будут «вербоваться» авторы.
Темой года станет самиздат. В эту нишу устремятся прежде всего популярные «раскрученные» авторы (Локк, Акунин) и начинающие писатели. Первые - поскольку могут диктовать условия и требовать исключения цифровой копии из авторского договора, вторые - так как для них это одна из немногих возможностей найти читателя. Лояльность топовых авторов издательству будет поддерживаться размером аванса и объёмом услуг, которые готов предоставить издатель. Ведь даже при привлекательном на первый взгляд проценте авторских отчислений за цифровую копию (в среднем 25% против 10-15% для бумажных изданий) стоимость цифровой книги настолько мала, что разрыв с издателем для автора экономически неоправдан, конечно, если речь не идёт о десятках тысяч легальных, оплаченных скачивании.
В целом по рынку (за исключением авторов, входящих в категорию «премиум») размер авансов будет сокращаться, предпочтительной бизнес-моделью станет выплата роялти - тенденция, которая с развитием печати по требованию будет только усиливаться.
Цифровая коммерция окажется соблазнительной и для агентов, которые самостоятельно займутся цифровым книгоизданием, что не может не создать напряжения между издателями и агентами/авторами.
Всплеск самиздата, порождённый цифровой революцией, родственен аналоговому издательскому буму, случившемуся в 80-90-х годах прошлого века в связи с приходом на рынок настольных издательских систем. Уроки 20-летней давности хорошо усвоены новым поколением авторов: производство коммерчески привлекательного, а значит, качественного продукта возможно только с привлечением профессиональных ресурсов. Поэтому в 2012 году усилится спрос на услуги фрилансеров: редакторов, корректоров, дизайнеров обложек, пиарщиков. Те же авторы, которые предпочтут сконцентрироваться на творческой работе, смогут отдать редакционный и маркетинговый процесс на аутсорсинг в «псевдоиздательские» структуры, обладающие всеми функциями традиционного издательства за исключением ключевой: отбора и оценки рукописей.
На западных рынках уже существуют компании, предлагающие разнообразные сервисы: от пошагового описания верстки текста онлайн до создания приложений, записи e-pub или pdf с последующей дистрибуцией по всевозможным каналам, включая Amazon, Barnes&Noble, Apple и другие сетевые и традиционные магазины. В 2012 году подобные комплексные сервисы для самиздата продолжат открываться либо в виде независимых стартапов, либо как подразделения в составе крупных издательских домов. Не исключено, что заметный игрок появится и в России, но на сегодняшний день основной сложностью у нас является не столько производство цифрового контента, сколько включение самиздатских книг в торговый оборот. Первую попытку взять этот барьер в конце 2011 года предприняла российская компания «Книги по требованию», заключив договор с Ozon.ru на распространение напечатанных по требованию книг, загруженных авторами.