русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Другие формы несовершенной конкуренции


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 1635; Нарушение авторских прав


Ценовая дискриминация.Формы несовершенной конкуренции многообразны. Наихудшим для потребителя является монополия, практикующая ценовую дискриминацию.

Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары, фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности.

Это происходит при следующих предпосылках:

1) если продавец обладает достаточно высокой степенью моно­польной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами; n

2) если можно сегментировать рынок — разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;

3) если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем пере­продать его дороже.

Цены могут различаться в зависимости от:

— качества товара или услуги;

— объема потребления (скидки оптовым покупателям);

— дохода покупателя, если он известен продавцу;

— времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т. д.).

 

 

Рис. 9.12. Пример ценовой дискриминации

Таким образом, на один и тот же товар существует множество цен, причем различия цен никак не связаны с различием издержек. На первый взгляд, фирма, практикующая ценовую дискримина­цию, кажется нетипичной. Однако в реальной жизни элементы та­кого поведения встречаются на каждом шагу.

Это — билеты в ки­нотеатр на дневные и вечерние сеансы, плата за электричество для фирм и домохозяйств, билеты в музей для взрослых, детей, студен­тов, военнослужащих и пенсионеров, индивидуальные и групповые авиабилеты и т. д. Во всех этих случаях фирмы, практикующие дис­криминацию, присваивают часть потребительского излишка.

Допустим, что всех посетителей музея делят на две большие группы — российских граждан и иностранцев; российские гражда­не делятся еще на три группы — дети, студенты и взрослые. Таким образом, выделяется четыре категории потребителей — дети, сту­денты, взрослые, иностранцы.



Для каждой категории назначается своя особая цена. Допустим (рис. 9.12), дети платят PЕ, студенты — Р1, взрослые — Р2, а иностранцы — Р3. Таким образом, фирма, ис­пользуя ценовую дискриминацию, присваивает значительную часть потребительского излишка (заштрихованные секторы), устанавливая цены выше равновесного уровня РЕ.

В предельном случае дискрими­нирующая фирма стремится полностью "проглотить" потребительский излишек. При этом заштрихованный сектор стремится заполнить все пространство фигуры РЕАЕ. Этот крайний случай представлен в мо­дели совершенной ценовой дискриминации (рис. 9.13).

Так как цена и предельный доход равны для любой единицы продукции, то кривая предельного дохода совпадет с кривой спро­са. Поэтому монополист, практикующий дискриминацию, получит не только прибыль, обычную для монополиста (АВСРмон), но и дополни­тельную прибыль РмонАРmax.

Это наблюдается в деятельности хорошо знающих своих клиентов частнопрактикующих юристов и врачей, чем в значительной степени и объясняются их высокие гонорары.

 

Рис.9.13. Модель совершенной ценовой дискриминации

 

Монопсония.Наряду с монополией со стороны производителей (монополией в собственном смысле слова) встречается монополия о стороны покупателя – монопсония.

Покупатель-монопсонист заинтересован и имеет возможность покупать товары по наиболее низкой цене. Такая ситуация характерна для военной промышленности, продукцию которой закупает исключи­тельно государство (это относится, прежде всего, к стратегическим вооружениям).

Однако государство далеко не всегда использует это свое преимущество. Гораздо чаще монопсоническое преимущество реализуется на локальных рынках. Например, единственное в районе

предприятие по переработке сельскохозяйственной продукции на­вязывает фермерам монопольно низкие заготовительные цены.

Равновесие фирмы-монопсониста, максимизирующее ее при­быль, достигается при универсальном условии равенства предель­ного дохода предельным издержкам (MR = МС). Если наклон кри­вой предложения положителен, то кривая предельных издержек проходит выше нее (рис. 9.14).

 

Тогда фирма-монопсонист, исполь­зуя свою власть, сократит объем закупок с равновесного уровня QЕ до QМ что вызовет понижение цены с PЕ до РМ. Таким образом, затраты монопсониста на покупку продукции (как правило, это про­изводственные ресурсы) будут ниже, чем в условиях совершенной конкуренции.

 

Рис. 10.14 Модель монопсонии

Двусторонняя монополия –это рыночная структура, когда монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем.

 

Это наблюдается, в частности, когда фирма-монополист ведет переговоры с отраслевым профсоюзом по поводу найма работников (купли-продажи труда). В качестве при­мера можно назвать столкновение профсоюза авиадиспетчеров с национальной авиационной компанией.

 

Чтобы рассмотреть модель двусторонней монополии, используем карту кривых безразличия. Допустим, что один из монополистов — продавец товаров (ресурсов), а другой — покупатель (владелец денег). Отложим на оси абсцисс количество товаров, а на оси ординат — сумму денег, предназначенных для их оплаты (рис. 9.15). Кривые безразличия в данном случае будут тождественны кривым посто­янной прибыльности.

 

 

М

 

 

 

 

 

0 Ха Xb Q

Рис. 9.15. Карта кривых безразличия покупателя



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Олигополия с точки зрения теории игр. «Дилемма заключенного». | Продавец


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.