На мысль о снижении цен фирму могут натолкнуть несколько обстоятельств.
Одно из таких обстоятельств - недогрузка производственных мощностей (например, наличие свободных кресел на борту воздушного судна). В этом случае фирме нужно увеличить свой пассажиропоток, а добиться этого за счет прочих мер она не может.
Также при вхождении на новую ВЛ, где уже работают конкуренты, А/К временно снижает свои тарифы для привлечения пассажиропотока.
Фирмы выступает инициатором снижения цены и в тех случаях, когда пытается с помощью низких цен добиться доминирующего положения на рынке. Для этого она либо сразу выходит на рынок с ценами ниже, чем у конкурентов, либо первой снижает цены.
Инициативное повышение цен.
Многие фирмы вынуждены повышать свои цены. Делают они это, сознавая, что рост цен вызывает недовольство потребителей, дистрибьюторов и собственного торгового персонала. Однако успешно проведенное повышение цен может значительно увеличить объемы прибыли. Например, при норме прибыли в 3% от объема продаж рост цены всего на 1% позволит при неизменном объеме сбыта увеличить размер прибыли на целых 33%.
Одним из главных обстоятельств, вызывающих повышение цен, является устойчивая всемирная инфляция, обусловленная ростом издержек. Рост издержек, не соответствующий росту производительности, ведет к снижению нормы прибыли и вынуждает фирмы регулярно повышать цены.
Еще одним обстоятельством, ведущим к повышению цен, является наличие чрезмерного спроса. Когда авиакомпания не в состоянии полностью удовлетворить спрос на авиаперевозки, она может поднять цены. На китайском рейсе ,например, из-за нехватки емкости багажников Ту 134 мы устанавливали запретительный тариф на перевозку сверхнормативного багажа пассажиров.
Цены можно поднять практически незаметно, а можно сделать это и в открытую.