Многие широко известные современные предприятия (особенно крупные и сверхкрупные) были созданы еще в прошлом веке. Их структуры управления были построены в соответствии с принципами управления организациями того времени. Главное внимание тогда уделялось разделению труда на отдельные функции и контролю соответствия ответственности работников управления предоставляемым полномочиям.
Эти так называемые формальные структуры управления получили название иерархических(или бюрократических, механических) структур управления.
Характеристики рациональной бюрократии:
· четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждом виде деятельности;
· иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
· наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
· дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности;
· осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями;
· защищенность служащих от произвольных увольнений.
Отрицательные черты бюрократии:
1. Преувеличением значимости стандартизированных правил, процедур и норм, обеспечивающих надлежащее выполнение сотрудниками своих задач, выполнение запросов других подразделений этой организации, а также взаимодействие организации с клиентами и общественностью.
2. Отсутствие гибкости с внешней и внутренней средой.
3. Отсутствие способности организации порождать и вводить новые элементы в процесс своей деятельности.
Органическимназывается такой тип структуры управления, который характеризуется индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат.
Этот тип структур отвергает необходимость в детальном разделении труда по отдельным видам работ и формирует такие отношения между участниками процесса управления, которые диктуются не структурой, а характером решаемой проблемы.Органический тип в отличие от иерархического представляет собой децентрализованную организацию управления, для которой характерны:
· отказ от формализации и бюрократизации процессов и отношений;
· сокращение числа иерархических уровней;
· высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом;
· ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию;
· взаимная информированность;
· самодисциплина.
Сравнение иерархического и органического типов структур управления обычно производится по нескольким параметрам (табл. 1).
Таблица 1 -Ключевые параметры сравнения иерархического и органического типов организационных структур управления
Параметр сравнения
Иерархический тип
Органический тип
Концепция построения
Четко определенная иерархия
Гетерархия (отсутствие иерархии)
Тип руководства
Моноцентрический, постоянный
Полицентрический, смена лидеров по ситуациям
Формализация отношений
Четко определенные обязанности и права
Изменяющаяся система норм и ценностей
Организация труда
Жесткое разделение функций
Временное закрепление функций за группами
Источник эффективности
Рационально спроектированная структура
Развитие персонала, самоорганизация, инициатива работников