Ценообразование на рынке ценных бумаг может осуществляться экспертным, аналитическим, статистическим, нормативно-параметрическим (балльным), балансовыми методами на основе экономико-математического моделирования.
Экспертный метод основан на заключении экспертов об уровне реальной стоимости ценной бумаги или цене определенной фондовой операции. Аналитический метод предполагает, что уровень цены определяется на основе детального анализа конъюнктуры рынка, выполнения диагностического факторного анализа, мониторинга.
Статистический метод базируется на статистическом анализе с использованием средних величин, индексов, дисперсии, вариации, применения дисперсионного и корреляционного анализа.
Нормативно-параметрический (балльный) метод реализуется следующим образом. Каждая инвестиционная характеристика ценной бумаги имеет определенный диапазон нормативных значений. Выбранная нормативная единица оценивается тем или иным количеством баллов. Баллы суммируются, и сумма умножается на принятую заранее стоимостную оценку одного балла. В результате получается определенный стоимостной показатель цены.
Балансовый метод. Стоимость имущества, зафиксированная в официальной отчетности предприятия, делится на общее количество акций.
Экономико-математическое моделирование базируется на построении схем, фиксирующих определенные зависимости и учитывающих конкретные факторы, которые оказывают влияние на цены.
Эмитенты и инвесторы на рынке имеют свои интересы и ориентиры. Их методические подходы к формированию цены можно разделить на три вида: 1) ориентация на рынок. Этот подход рассчитан на установление первоначально низкой цены с целью привлечения как можно больше инвесторов, при наличии конкуренции между ними. 2) ориентация на издержки. Этот подход используется, когда у фирмы широкий ассортимент услуг по операциям с ценными бумагами, что делает слишком дорогостоящим определение калькуляции затрат по каждому виду услуг; 3) ориентация на конкуренцию. Цены устанавливать следует исходя из сложившегося уровня цен на фондовом рынке на аналогичные ценные бумаги.
Основой ценообразования на фондовом рынке является фундаментальный и технический анализ.
3.3. Специфика ценообразования на рынке ценных бумаг
Особенности формирования цен определяются эмитентами еще на стадии разработки и принятия условий выпуска ценных бумаг, выборе сегмента их распространения.
Процесс ценообразования на первичном рынке происходит следующим образом. При выпуске новых ценных бумаг проводится организационная работа, связанная с затратами: выбор видов, типов, категорий выпускаемых ценных бумаг, определение объема выпуска и цены бумаг, выбор метода размещения выпуска (аукцион, торги, конкурс, подписка), подготовка проекта эмиссии. Оплата эмитентом услуг инвестиционного института (возможно и размещение ценных бумаг своими силами, что экономит часть средств АО), юристов, аудиторов. На предэмиссионном совещании устанавливается окончательная цена бумаг нового выпуска с учетом финансового положения эмитента, целей выпуска и вида бумаг. Далее осуществляется непосредственно выпуск ценных бумаг в обращение. Эмиссия происходит при учреждении АО, увеличении размера первоначального уставного капитала, росте заемного капитала. Формы эмиссии следующие:
- частичное размещение без публичного объявления и проведения рекламной компании, продажа первым владельцам на равных условиях (цена всех акций одного выпуска одинакова);
- открытая продажа с публикацией и регистрацией проспекта эмиссии (число инвесторов не ограничено).
Размещение ценных бумаг возможно путем прямого обращения эмитента к инвесторам или с привлечением посредников. В случае привлечения посредников стоимость реализации акций может возрасти на величину их вознаграждения. К размещению ценных бумаг на первичном рынке следует отнести:
- продажу акций по закрытой подписке работникам приватизируемых предприятий;
- продажу акций на чековых и денежных аукционах.
На вторичном рынке осуществляются сделки купли-продажи ценных бумаг юридическими и физическими лицами при посредничестве инвестиционных институтов после первичного размещения бумаг. Вторичный рынок включает уличный, неорганизованный рынок (внебиржевой) и организованный (биржевой) рынок.
Формирование вторичного рынка акций приватизированных предприятий в России началось одновременно с появлением первых АО. Внебиржевые сделки в разных объемах совершаются постоянно с акциями каждого эмитента, что связано с формированием крупных пакетов акций перед первыми собраниями акционеров и соответственно с перевыборами совета директоров. При наличии конкуренции цены внебиржевого и биржевого рынков достигают нескольких сотен номиналов. В основе таких отклонений лежат не классические факторы, влияющие на курс акций, а стремление установить контроль над предприятием. Рост курсовой стоимости акций будет иметь место в силу переоценки основных фондов, однако получение дохода от перепродажи будет ограничено неликвидностью большинства акций. Наконец, существенной составляющей резкого роста котировок некоторых акций станет чисто спекулятивный фактор.