В соответствии с действующим законодательством к естественной монополии в области связи отнесены общедоступные услуги почтовой и электрической связи.
В настоящее время к регулируемым услугам связи на федеральном уровне относятся:
· пересылка почтовых карточек, писем, бандеролей, денежных переводов;
· доставка пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат;
· передача телеграмм;
· международные телефонные разговоры;
· предоставление магистральных телефонных и телеграфных каналов связи для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов;
· передача данных по каналамсвязи организациям, финансируемым из бюджета;
· регистрация, контроль и инспектирование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, испытание электроустройств и высокочастотных устройств общего назначения на соответствие стандартов и норм на индустриальные помехи для организаций;
· услуги связи по трансляции российских гостелерадиоорганизаций.
На региональном уровне к регулируемым услугам связи относятся:
· абонементная плата за пользование телефоном;
· установка телефона;
· разговоры по телефонам-автоматам местных телефонных сетей.
Правительство Российской Федерации устанавливает предельные коэффициенты индексации тарифов. Индексация тарифов по видам услуг осуществляется в пределах, рассчитанных в целом по отрасли, региону или организации связи базовых затрат и получения необходимой прибыли.
Нерегулируемые или свободные тарифы устанавливаются организациями связи. Они определяются на основе складывающихся затрат на оказание услуг и с учетом получения прибыли, достаточной для осуществления расширенного воспроизводства, а также с учетом платежеспособного спроса на оказываемые услуги.
Тарифы на услуги связи должны полностью возмещать затраты на оказание услуг связи и обеспечивать рентабельную работу организаций связи.
Уровень рентабельности организаций связи определяется с учетом средств, выделяемых в рамках федеральной и региональных программ развития связи и согласовывается с регулирующими органами.
Уровень рентабельности по отдельным видам регулируемых услуг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их социальной значимости, потребительской ценности и необходимости развития данного рынка услуг связи. Тарифы на одноименные услуги связи дифференцируются по двум категориям потребителей – населению и организациям.
Минимальный уровень тарифов на услуги связи для населения, кроме услуг сельской телефонной связи, должен полностью возмещать затраты организаций связи на их предоставление с учетом налога на добавленную стоимость.
Максимальный уровень тарифов на услуги связи, предоставляемые организациям, не должен превышать трехкратной величины их себестоимости. Большие превышения допускаются только в случае, если трехкратное превышение себестоимости услуг не обеспечивает покрытия убытков по предоставлению регулируемых услуг связи и сохранения уровня рентабельности в целом по организации связи в пределах, согласованных с регулирующими органами.
Тарифы на услуги связи подразделяютсяна основные, льготные и дополнительные. Основные тарифы являются наиболее распространенным видом тарифов и применяются на услуги всех видов связи. Льготные тарифы устанавливаются на отдельные виды услуг, которые предоставляются в часы наименьшей загрузки или для социально недостаточно защищенных групп населения.
В настоящее время тарифы становятся все более важным фактором развития связи.
Во многих странах тарифы построены с учетом общих принципов тарификации услуг электросвязи, разработанных Международным Союзом электросвязи, и общих принципов тарификации услуг почтовой связи, подготовленных Конвенцией Всемирного ПочтовогоСоюза. Эти принципы заключаются в следующем.
Доходы от всех услуг связи должны возмещать все расходы организаций. Тарифы должны компенсировать:
· эксплуатационные издержки;
· проценты на использованный капитал;
· фискальные налоги;
· амортизацию оборудования;
· расходы на исследования и испытания;
· капитальные вложения, необходимые для расширения и реконструкции сети.
При установлении, исходя из национальных и социальных соображений, льготных тарифов, потери в доходах должны быть компенсированы за счет увеличения тарифов на другие услуги связи в той же организации.
Тарифы на услуги связи должны учитывать взаимосвязь с другими организациями и не создавать конкуренции, подавляющей развитие остальных видов услуг, предоставляемых соответствующими организациями.
Общая величина дохода, получаемого от реализации услуг связи, не должна превышать суммы, необходимой для эффективной работы организации связи, при этом тариф должен стимулировать увеличение объема услуг и развития сетей связи.
Система тарифов должна быть построена таким образом, чтобы гарантировать равные права всем категориям абонентов.
Система тарифов должна быть гибкой с тем, чтобы при появлении новых потребностей она могла быть усовершенствована достаточно простыми способами.
5 Что готовить к зачету/ экзамен
Вопросы к зачету по курсу «Ценообразование»
1. Понятие цены
2. Функции цены
3. Виды цен в зависимости от сфер торговли
4. Виды цен, различающиеся степенью и способами регулирования
5. Виды цен, определяемые видом рынка
6. Ценовая политика предприятия
7. Постановка целей ценообразования
8. Определение спроса и емкости рынка
9. Оценка издержек производства
10. Анализ цен товаров и конкурентов
11. Выбор метода ценообразования и расчет исходной цены
12. Учет дополнительных проблем сбыта и установление окончательной цены
13. Принципы ценообразования
14. Метод надбавок к издержкам
15. Методы дохода на капитал и целевого ценообразования
16. Методы ценообразования на основе предельных затрат и через надбавку к цене
17. Регулирование цен в развитых странах
18. Определение цены с ориентацией на спрос
19. Определение цены с ориентацией на конкуренцию
20. Установление цены на новые товары
21. Состязательный метод определения цен
22. Ценообразование на транспортные услуги
23. Метод определения цены путем следования за ценами фирмы-лидера на рынке
24. Метод определения цены путем следования за рыночными ценами
25. Государственная ценовая политика
26. Государственный контроль ценообразования
27. Методы ценового регулирования
28. Способы ценового регулирования
29. Организация ценового мониторинга
30. Оценка инфляционного ожидания
31. Воздействие на цены процесс инфляции
32. Мировой товарный рынок
33. Основные факторы ценообразования на мировом рынке
34. Факторы ценообразования, влияющие на цену внешнеторговой сделки
35. Условия внешнеторговой сделки
36. Источники ценовой информации
37. Основные виды цен мировых товарных рынков
38. Основные виды скидок
39. Ценообразование на транспортные услуги
40. Ценообразование на бытовые и коммунальные услуги.