Говоря о факторах, влияющих на цену, мы выделяем факторы, формирующие спрос и факторы, формирующие предложение. К факторам, формирующим спрос на фармацевтическом рынке, относятся:
1. эффективность и побочное действие ЛС;
2. наличие аналогов и синонимов данного ЛС;
3. информированность мед. и фарм. работников, а также населения о свойствах ЛС;
4. платежеспособность населения и стоимость курса лечения;
5. ценовая эластичность товара;
6. наличие и финансирование правительственных программ по оказанию мед. и лекарственной помощи населению;
7. порядок отпуска ЛС (по рецепту, без рецепта)
8. распространенность заболевания;
9. традиции потребления ЛС;
10. вид лекарственной формы.
К факторам, формирующим предложение, относятся:
1. количество конкурирующих производителей;
2. регулирование экспорта, импорта;
3. система распределения товаров;
4. ожидаемый жизненный цикл товара;
5. размещение производства по отношению к рынку;
6. наличие источников сырья;
7. гос. заказ, его финансирование.
На ценообразование влияет также тип рынка. Применительно к вопросу ценообразования выделяют четыре основные модели рынка:
- рынок чистой конкуренции;
- рынок монополистической конкуренции;
- олигополистический рынок;
- рынок чистой монополии.
Рынок чистой конкуренции – рынок, где очень много продавцов и множество покупателей какого-либо схожего товарного продукта. Характеризуется тем, что отдельные покупатели и продавцы не оказывают большого влияния на уровень рыночных цен. Повышать цену отдельному продавцу бессмысленно. На таком рынке самые низкие цены.
При монополистической конкуренциимного покупателей и много продавцов, цены могут отличаться у разных фирм, что объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному.
На олигополистическом рынке продавцов несколько, покупателей много. Рыночная цена на таком рынке определяется тем предпринимателем, у которого самые низкие цены. Изменение цен одного продавца приводит к привлечению покупателей, и на это сразу реагируют другие участники рынка.
При чистой монополиина рынке всего один продавец, который самостоятельно определяет цены своего товара на рынке, и эти цены могут быть достаточно высокими.