Цены играют основополагающую роль в экономике любой страны. Как инструмент управления рынком цена выполняет следующие функции:
1. Учетная – цена выступает как измеритель общественно необходимых затрат (издержек производства и обращения) и результатов производства (прибыль и производительность труда).
2. Регулирующая – устанавливает равновесную цену, обеспечивает равновесие спроса и предложения (продавец старается назначить большую цену и получить большую прибыль, а покупатель стремится приобрести товар по минимальным ценам).
3. Стимулирующая – стимулирует повышение качества продукции и обновление ассортимента, ресурсосбережение, повышение эффективности производства.
4. Распределительная– предусматривает распределение прибыли между государством и субъектом хозяйствования через систему налогов, т.е. учет в цене акцизов на отдельные товары, НДС, определяет объем прибыли, получаемый предприятием.
5. Информационная – цена отражает все стороны экономической деятельности субъекта хозяйствования, в определенной мере служит индикатором состояния дел в экономике, дает информацию о конъюнктуре того или иного рынка и т.д.
Кроме того, в условиях рынка цена выступает связующим звеном между производителем и потребителем, определяет уровень благосостояния населения