1. Основные понятия и термины. Теории ценообразования.
2. Понятие ценовой политики организации.
3. Функции цены.
4. Виды цен.
5. Факторы, воздействующие на цену.
6. Постановка целей ценообразования.
7. Регулирование ценообразования.
8. Порядок формирования цен на ЛС, ИМН, ИМТ.
Основные понятия и термины. Теории ценообразования.
Ценообразование – это процесс установления, регулирования цен (тарифов) и контроль за применением установленного законодательством порядка формирования цены юридическими лицами, ИП и другими субъектами ценообразования.
Цена – это денежное выражение стоимости единицы товара.
Тариф – денежное выражение стоимости единицы работы, услуги;
По своему экономическому содержанию цена означает сумму денег, за которую продавец желает продать, а покупатель готов приобрести товар.
Правильная методика расчета и установления цены, разумная ценовая тактика на рынке - необходимые компоненты успешной деятельности любой организации в условиях рыночных отношений.
В экономической теории существует несколько подходов, определяющих, что же такое цена.
- отечественный или марксистский подход
- западный подход.
1. Отечественный или марксистский подход основан на теории трудовой стоимости, т.е. в основе стоимости товара лежит труд, затраченный на производство данной продукции. Другими словами, величина стоимости товара должна измеряться количеством труда, затраченного на производство продукции.
2. Западный подход альтернативен марксистской концепции, в нем одной из наиболее распространенных является концепция полезности. В основе этой концепции лежат понятия ценности и полезности. Полезность – это способность товара удовлетворять потребность человека. Не всякая полезная вещь обладает ценностью. Если полезные вещи имеются в неограниченном количестве, то они ценностью не обладают. Ценностью обладают только те вещи, запас которых строго ограничен. Сл-но, цена определяется не объемом затрат труда на производство товара, а субъективными представлениями о полезности и ценности, которые оценивает потребитель.
3. Другая теория – теория издержек производства. Сторонники этой теории считают, что цена, которую согласен уплатить покупатель, определяется степенью полезности товара, но цена, по которой согласен продать производитель, не может быть ниже издержек, а поэтому в основе расчета цены должна лежать калькуляция затрат и предполагаемая норма рентабельности.
Другими словами, в экономике хозяйствующего субъекта исходным принципом является возмещение затрат на получение прибыли в размере, достаточном для осуществления расширенного воспроизводства и выплаты соответствующих налогов государству, а также для образования фонда потребления. Решение данной задачи происходит с помощью соответствующего установления уровня цен на продукцию, выпускаемую хозяйствующим субъектом.
4. В качестве компромиссной теории между производителями и потребителями выступила теория рыночного спроса и предложения. Спрос отражает интересы покупателей, цена спроса – это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги. В свою очередь, кривая предложения отображает интересы производителей. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны продать товар. Между продавцами и покупателями достигается компромисс, в результате которого цена устанавливается на равновесном уровне, который устраивает в определенный момент времени обе стороны.