Цена - количество денег, за которое продается и покупается товар; в денежном выражении характеризует потребительские свойства товара (его потребительную стоимость) и затраты труда на его производство (стоимость товара). Цена определяется на рынке в процессе купли-продажи товаров и зависит от их спроса и предложения.
Если говорить в самом общем виде, то цена (Ц) складывается из затрат (С) и прибыли (П), т.е.:
Ц = С + П
Однако, чтобы определить цену продукции, необходимо учесть затраты и прибыль на всех этапах, начиная от приобретения сырья и материалов и кончая оптовой и розничной торговлей, доводящей продукт до конечного потребителя.
В табл.1 представлены элементы, из которых складывается "конечная" цена
- приобретение сырья, материалов, комплектующих;
- собственно производство;
- маркетинг и сбыт;
- сервисный ремонт и обслуживание.
Сбытовые и транспортные расходы
Прибыль оптовой и дилерской сети
Затраты розничной торговли
Прибыль розничной торговли
Отпускная цена производителя (промышленная цена)
Отпускная цена оптовой и дилерской сети
«Конечная» (розничная) цена
Ценовая политика
Ценовая политика предприятия — это установление (определение) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях; включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и др.
Решая задачу установления цен, предприятие стремится определить на свои товары такие цены и так изменять их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть определенной долей рынка, получить намеченный объем прибыли и т.д.
Во многом это зависит от того, какого вида конкуренции придерживается предприятие - ценовой или неценовой.
При неценовой конкуренции продавцы делают упор на отличительные особенности своей продукции. Это позволяет предприятию увеличивать сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой цене.
При ценовой конкуренции продавцы влияют на спрос главным образом через изменения в цене, повышая или понижая ее.
Определение цены на продукцию существенно зависит также от того, какие цели (задачи) ставит перед собой предприятие.
Типичные цели (задачи) предприятия, непосредственно связанные с ценообразованием: