Ценообразование -наука, которая изучает процесс формирования закономерности движения и использования цен.
Теория цены в настоящее время заменила теорию ценностей, которая существовала в прошлом веке. Согласно этой теории, развивались направления:
марксистское - трактовало цену как денежное выражение стоимости;
австрийское - подразумевало в основе цены полезность товара.
Эти теории используются в настоящее время как взаимодополняющие, т.е. в основе цены лежат и затраты труда (стоимость) и его результаты (потребительская стоимость).
На цену также действуют и другие экономические законы:
закон спроса и предложения – устанавливает зависимость между ценой товара и спросом (предложением) на него (цена ↑ - спрос ↓, предложение ↑);
закон денежного обращения - устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа (К. Маркс).
Таким образом, цена является регулятором экономики и отражает всю совокупность рыночных отношений и развитие экономики.
Ценообразование - это процесс формирования цен.
В теории выделяются следующие модели ценообразования:
рыночная - цена формируется в сфере реализации продукции и устанавливается собственником или производителем товара;
централизованно-государственная - цена формируется в процессе производства или даже до его начала. Играющую роль играют государственные органы. Рынок существенной роли не играет (спирт, нефть).
Функции цены:
1) учетная - в цене учитываются затраты труда, сырья, материалов на изготовление товара; цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара;
2) стимулирующая - цены воздействуют на производство и потребление товаров и услуг, стимулируют производство продукции через заложенный в них уровень прибыли;
3) измерительная – цена позволяет определить количество денег, которое покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданные товары;
4) распределительная - связана с отклонением цены от стоимости под воздействием различных факторов. С помощью цен происходит распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, сферами производства и т.д.;
5) регулирующая - посредством цен в экономике осуществляется балансирование спроса и предложения. В случае сильного отклонения цены от его значения, возникает дефицит или избыточное предложение. Состояние равновесия может быть достигнуто или за счет изменения цен, или за счет объема производства;
6) цена как инструмент рационального размещения производства - уровень цен по отраслям способствует переливу капитала и инвестиций из одной сферы экономики в другую;
7) социальная - с уровнем цен связан уровень жизни населения;
8) внешнеэкономическая - цена выступает как инструмент торговых сделок, взаимных расчетов между контрагентами разных стран.
Принципы ценообразования:
1) научная обоснованность - в процессе ценообразования необходимо учитывать объективные экономические законы;
2) целевая направленность - предприятия должны определять какие конкретные экономические и социальные задачи они будут решать в результате использования выбранного подхода в ценообразовании;
3) непрерывность процесса ценообразования - продукция на каждом этапе своего изготовления имеет свою цену;
4) единство процесса ценообразования и контроль за соблюдением цен - применение установленных законодательством правил ценообразования.