Организационная структура, как один из элементов системы управления организацией, представляет собой многогранное понятие.
В настоящее время организационные структуры претерпевают радикальные изменения, связанные с развитием самого понятия «организационная структура» и необходимостью её адаптации к динамично развивающейся внешней среде. Изначальное определение организационной структуры как совокупности уровней и звеньев управления, обеспечивающих достижение поставленных целей, не соответствует сегодняшним реалиям.
Под организационной структурой разумно понимать упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в оптимально устойчивых отношениях, исходя из общих целевых установок и обеспечивающих необходимый уровень организационной эффективности на основе внутренней и внешней интеграции.
Выполнение функции организации в условиях чрезвычайно мобильной внешней среды предполагает определение двух типов границ – внутренних и внешних – субъекта хозяйствования.
Первый тип границ разделяет функциональные подразделения и очерчивает связи между ними, то есть определяет внутреннюю структуру, второй тип – отделяет внутреннюю и внешнюю сферы организации, ограничивая тем самым внешнюю структуру хозяйствующего субъекта.
Можно утверждать, что в пределах внутренних структур организации имеют сильные рычаги координации и контроля действий отдельных должностных лиц и целых структурных подразделений. В условиях использования организацией внешних форм уменьшения своих размеров эти рычаги ослабевают, но приобретается большая гибкость, инновационность, мотивация, обусловленные проявлением рыночных сил воздействия.
Рис. 1. Разновидности внешних и внутренних структур организации
Виды внутренних организационных структур, упорядоченные автором в соответствии с уровнем централизации управления, представлены на рис. 2.