Дисциплина «Ценообразование» рассматривает и изучает: изучение сущности цены в рыночной экономике, системы цен, стоимости общественно – необходимых затрат труда, методологии ценообразования на предприятии и фирме в условиях рыночной экономики, стратегии ценообразования в условиях рыночных отношений с использованием маркетинга, цен и финансово – кредитных отношений в ценообразовании и системы налогообложения, ценообразования и системы страхования, ценообразования во внешнеэкономической деятельности.
Методика преподавания данной дисциплины предусматривает:
-чтение лекций;
-проведение практических занятий;
-СРСП
-СРС.
Целью преподавания дисциплины «Ценообразование» является – подготовка студентов экономических специальностей к эффективному использованию методик и методов ценообразования в формировании цены в зависимости от действия производственных факторов, спроса и предложения, закона стоимости, форм и видов конкуренции, разбираться в рынках, на которых с помощью маркетинговых мероприятий устанавливаются цены на продукцию предприятий.
Задачи курса:
Студенты должны изучить:
-сущности цены в рыночной экономике, системы цен, стоимости общественно – необходимых затрат труда
-условия функционирования, целях и задачах деятельности предприятия;
-общих закономерностей планирования, организации, мотивации и контроля операций производственной, инновационной, финансовой, социальной и других сфер деятельности организационных систем;
-об ограничениях, барьерах, которые испытывают менеджеры при выполнении современных функций и способы их преодоления, необходимых для практической и инженерной деятельности в условиях рыночной экономики.
Пререквизиты:Экономическая теория, Математика для экономистов, Информатика, Иностранный язык
Студенты, изучившие данную дисциплину, должны освоить следующие компетенции согласно компетентностной модели бакалавра.
Общие компетенции:
Знать:
– основные понятия, связанные с методологией ценообразования в условиях перехода от директивно – планового к свободному ценообразованию;
– применяемые методики и методы формирования цены от различных факторов;
– ориентирования в практических расчетах по определению уровня цены, исходя из конкретных показателей;
– иметь опыт расчета цен в условиях рыночных отношений.
– знать основные направления повышения прибыли предприятия за счет полученной информации о конкурентах, их методов ценообразования и работы на рынке.
Уметь:
-обосновать направление развития предприятия;
-оценивать хозяйственные результаты функционирования промышленных объектов;
-системно анализировать общие тенденции и конкретные ситуации в области общего и функционального менеджмента; обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
-ставить и решать задачи в области своей профессиональной компетенции;
-владеть методическим аппаратом, позволяющим исследовать, анализировать и прогнозировать явления в области менеджмента;
-формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний;
-выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
-обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
-вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
-представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
-системно анализировать общие тенденции и конкретные ситуации в области общего, стратегического и функционального менеджмента;
-владеть методическим аппаратом, позволяющим исследовать, анализировать и прогнозировать явления в области менеджмента;
-разрабатывать и реализовывать междисциплинарные проекты, связанные с задачами менеджмента;
-предложить решение конфликтных ситуаций;
-сравнивать результаты применения различных управленческих решений.
Овладеть навыками:
-методическим аппаратом, позволяющим исследовать, анализировать и прогнозировать явления в области менеджмента;
-методами анализа и прогнозирования социально-экономических, технических и культурных последствий управленческих решений;
-навыками самостоятельной аналитической и проектной работы, требующей широкого образования в соответствующем направлении
-готовность участвовать в организации работы производственных коллективов;
-методами, позволяющими преодолевать ограничения и барьеры, существующие в работе менеджера в современных условиях.
Предметно специализированные компетенции:
Знать:
-обширный понятийный аппарат (Предпринимательство и риск: характеристики и экономические взаимосвязи; инвестиции и методы принятия инвестиционных решений фирмами; стратегии управления кризисами);
-методологию и методы предпринимательских рисков;
-принципы, по которым любой индивид принимает решения.
Уметь:
-принимать решения с использованием антикризисного инструментария по важнейшим проблемам развития фирмы;
-грамотно сконструировать поведение фирм, чтобы с максимальной эффективностью достичь желаемых результатов;
-включать изучаемую проблему в систему функционирования различных составляющих экономики;
-рационально мыслить.
-овладеть навыками:
-антикризисного анализа ситуаций на отдельных рынках;
-использования законов РК и других нормативных актов в области хозяйственного регулирования.
Овладеть навыками:
-студент должен быть компетентным в принятии решений по важнейшим проблемам развития фирмы, реагировать на быстро меняющиеся условия рынка, грамотно анализировать ситуацию и оперативно принимать рациональные решения.
Календарно-тематический план дисциплины
«Ценообразование»
№
Название темы
Распределение по неделям
лекции
практические занятия
СРСП
СРС
Цена и сущность цены в рыночной экономике. Система цен, их классификация.
Методология ценообразования в условиях рыночной экономики.
2,3,4
2,3,4
2,3,4
2,3,4
Государственное регулирование ценообразования
5,6
5,6
5,6
5,6
Особенности ценообразования на конкурентных рынках
Рубежный контроль 1 7 неделя
Особенности определения контрактных цен
8,9
8,9
8,9
8,9
Дифференциация цен
10,11
10,11
10,11
10,11
Ценовая политика и выбор ценовой стратегии на предприятии
Ценообразование во внешнеэкономической деятельности
Ценообразование в отдельных отраслях национальной экономики
Особенности ценообразования в отдельных странах мира