При недостаточности собственных и приравненных к ним ресурсов для финансирования прироста норматива оборотных средств привлекаются заемные средства. Как правило, они покрывают временную, дополнительную потребность в ресурсах [15, 17,18,19].
Традиционными источниками кредитования оборотных средств являются: банковское кредитование и коммерческий кредит.
В практических ситуациях возможно применение одного или нескольких источников кредитования как в традиционных, так и в новых формах:
1. Срочное кредитование. Когда на условиях платности, срочности и возвратности предполагается перечисление оговоренной суммы на расчётный или специальный счёт предприятия. Проценты по срочному кредиту относятся на себестоимость продукции в случае пополнения оборотных средств не связанных с долгосрочной инвестиционной деятельностью предприятия.
2. Контокорентный кредит. Это открытие счёта с возможным кредитовым сальдо.
3. Уникальный кредит. Является разновидностью контокорентного кредита и предполагает залог ТМЦ или другого имущества.
4. Учётный (вексельный) кредит. Это покупка векселя до наступления срока платежа по нему.
5. Коммерческий кредит. Предоставляется без денежных средств в виде отсрочки платежа.
6. Налоговый кредит. Предоставляется в виде отсрочки налоговых выплат.
7. Форвардные и фьючерсные контракты.
8. Форфейтинг. Это предоставление кредита путём покупки векселей или других платёжных обязательств покупателя.
9. Лизинговый кредит.
10.Факторинг. Это деятельность специализированного учреждения по взысканию денежных средств с должников своего клиента и управлению его долговыми требованиями. В факторинговых операциях участвуют 3 стороны: факторинговая компания или отдел банка – специализированное учреждение покупающее счета-фактуры у своих клиентов; клиент – промышленная или торговая компания, заключившая соглашение с факторинговой компанией; фирма-покупатель товара.
Существует два способа предоставления факторинговых услуг:
1. «Без финансирования». Клиент, продавший счёт-фактуру факторинговой компании получает от неё сумму счёта-фактуры при наступлении срока платежа.
2. «С финансированием». Клиент может требовать немедленной оплаты счёта-фактуры вне зависимости от срока платежа за товары. При этом факторинговая компания по сути дела предоставляет кредит своему клиенту, т.е. осуществляет финансирование в виде досрочной оплаты поставленных товаров. Факторинговая компания возмещает клиенту большую часть суммы указанной в счёте-фактуре, а оставшаяся часть обязательно возмещается продавцу в момент наступления срока платежа за товар.
Наиболее важная услуга – гарантия платежа клиенту, т.е. компания обязана оплатить все акцептованные счета-фактуры даже в случае неплатёжеспособности поставщиков. Стоимость факторинговых услуг складывается из 2 элементов:
- Комиссии – плата за обслуживание в процентах от счёта-фактуры
- Проценты, взимаемые при досрочной оплате.
Ситуации, при которых выгодно прибегать к факторингу, т.е. когда выгода от немедленного поступления денег больше чем от их получения в свой срок:
- Предприятие имеет возможность применения средств с рентабельностью превышающей ставку учётного процента и/или стоимость факторинговых услуг (комиссию и плату за предоставление в кредит средств).
- Потери от инфляции более чем расходы по факторингу.
- Нехватку оборотных средств, возникающую вследствие отсрочки платежа покупателем невозможно покрыть из-за дороговизны банковского кредита.
11.Франчайзинг. Это отношения по договору, в силу которых одно лицо – франчайзер (правообладатель, лицензиар) обязуется предоставить второму лицу – франчайзи (пользователю, лицензиату) для осуществления им предпринимательской деятельности, аналогичной деятельности франчайзера, "деловой комплекс" (лицензионный комплекс) состоящий из:
а) охраноспособных имущественных прав (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.);
б) неохраноспособных имущественных прав (деловой опыт, коммерческая тайна, ноу-хау и др.);
в) других объектов гражданского права (коммерческая информация и др.) [7,21].
Франчайзи в свою очередь обязуется выплачивать франчайзеру вознаграждение и выполнять иные обязанности, установленные договором.
Франчайзинг можно рассматривать как форму косвенного финансирования в силу следующих причин:
· франчайзи – экономит средства на разработке технологического процесса, его организации; обучении персонала; на маркетинг, включая продвижение товара и его рекламу; системе снабжения;
· франчайзер – с минимальными затратами (по оценкам экспертов около 250 – 500 тыс. USD) обеспечивает расширение бизнеса; получает дополнительные источники дохода [7,21].
Кроме использования в деятельности предприятия заемных финансовых ресурсов для финансирования оборотных средств в практике хозяйствования может встречаться другая ситуация. Она заключается в том, что предприятие является кредитором для контрагентов, тем самым, увеличивая дебиторскую задолженность. Одним из эффективных способов управления дебиторской задолженностью на предприятии является разработка и практическая реализация кредитной политики.
Кредитная политика - это разрабатываемый предприятием механизм управления дебиторской задолженностью. Производственно-коммерческие предприятия формируют кредитную политику при предоставлении покупателям товарного (коммерческого) или потребительского кредита. При выдаче коммерческого кредита в роли кредитора выступает предприятие-продавец, а в роли заёмщика - предприятие-покупатель. Кредит предоставляется в товарной форме в виде отсрочки платежа при продаже. Взамен покупатель выдаёт вексель с обязательством осуществить платёж в установленный срок и выплатить проценты, сумма которых включается в цену товара. Данный вид кредита отличается от банковского кредита тем, что в роли кредитора выступают не кредитно-финансовые организации, а любые юридические лица, связанные с производством и реализацией продукции. Стоимость коммерческого кредита ниже средней ставки процента. Для кредитора преимущество данного кредита заключается в том, что он ускоряет процесс реализации товаров и позволяет получить дополнительный доход. Заёмщику при получении такого кредита не нужно авансировать денежные средства. При этом процедура получения коммерческого кредита проще, чем получение банковского кредита [3,4,13].
Оптимальная кредитная политика предусматривает расширение товарного (коммерческого) или потребительского кредита до тех пор, пока дополнительная сумма чистой прибыли от увеличения объёма реализации товаров не сравняется с суммой потерь от отвлечения средств в дебиторскую задолженность, её обслуживающую.
Различают три типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции: консервативный, умеренный и агрессивный [3,4,13].
Консервативный (или жёсткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Осуществляя этот тип кредитной политики, предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счёт расширения объёма реализации продукции. При таком типе кредитной политики происходит сокращение круга покупателей в кредит за счёт групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости.
Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия её осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счёт расширения объёма реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. При таком типе кредитной политики наблюдается распространение кредита на более рисковые группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:
· современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
· общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платёжеспособности;
· сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия;
· потенциальная способность предприятия наращивать объём производства продукции при расширении возможностей её реализации за счёт предоставления кредита;
· правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
· финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность;
· финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности [3,4,13].
Определяя тип кредитной политики, необходимо иметь в виду, что консервативный её вариант отрицательно влияет на рост объёма операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей. Агрессивный вариант кредитной политики может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых ресурсов, снизить уровень платёжеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала [3,4].