Наш урок подходит к концу, с какой новой формой глагола познакомились? (Неопределенной..)
-Какие теперь отличительные черты неопределенной формы глагола знаем (^ Отвечает на вопросы что делать? что сделать?, есть суффиксы -ть, -ти или оканчивается на -чь)
-Какая была тема урока? (Неопределенная форма глагола.)
-Какая была цель? (Научиться отличать неопределенную форму глагола.)
-Какие были трудности? (не смогли сразу назвать отличительные признаки неопределенной формы глагола)
-Справились мы с затруднением? (Да)
-Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке. Дайте оценку своей работе на уроке.
-Те ребята, которые не испытывали трудностей на уроке дома выполнят упр.374, если у вас еще возникали затруднения выполните упр.369.
-Спасибо за урок.
1. Интервью.
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
– Что вы больше всего любите?
– Что вы больше всего не любите?
Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
Чтобы русский все ребята на "десятку" знали.
На письме и в разговоре меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-Всё в действие придёт.
Летит ракета.Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- О какой части речи пойдёт речь на уроке?
- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.
- Почему я так сказала?
2. Составление схемы.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?
- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?
- Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?
-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать? Давайте предположим….
Ход урока
Работа учащихся
I.Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
II. Чистописание.
Запишем число, классная работа, сочетания букв:
ть, ти, чь инфинитив
Почему их написали? Где они нам могут встретиться? Что знаете о новом слове?
Записывают сочетания.
Предположения детей.
III. Актуализация знаний о глаголе.
1. Интервью.
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
– Что вы больше всего любите?
– Что вы больше всего не любите?
Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
Чтобы русский все ребята на "десятку" знали.
На письме и в разговоре меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-Всё в действие придёт.
Летит ракета.Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- О какой части речи пойдёт речь на уроке?
- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.
- Почему я так сказала?
2. Составление схемы.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?
- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?
- Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?
-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать? Давайте предположим….
Слушают, читают ответы с карточек.
Глагол.
Потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё.
Отвечают на вопросы.
IV. Сообщение темы и постановка учебной задачи.
Прочитайте написанные на доске слова:
Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти
Найдите в них общее.
Какие можете назвать различия?
Распределите данные слова по временам.
п.в. н.в. б.в.
Проверяем.
С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?
Слова «решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы?
Какая перед нами возникла проблема?
Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения…… Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?
Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.
Чему хотите научиться на уроке?
А где мы можем узнать о новой форме глагола?
А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?
Читают.
глаголы, все слова имеют безударную гласную.
число, с приставками и без приставок, время.
Один ученик у доски, остальные на листочках.
Отвечают.
Предполагают.
Глаголы, у которых нельзя определить время и число.
Высказывают свою точку зрения.
V. Изучение нового материала.
Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время.
Число?
Куда поместим глаголы? А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число?
Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. (слайд1)
С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?
Чем эти глаголы отличаются от других глаголов?
На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
(Слайд 1)
Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный». Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Записать глаголы в неопределенной форме.
Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.
Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.
На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?
Кто попробует сделать вывод ?
Откройте учебники на стр. 180, прочитайте вывод.
Что можете сказать?. Какое противоречие вам встретилось?
Такие глаголы имеют 3 названия (Слайд 2)
Начальная форма глагола
Неопределённая форма глагола
Инфинитив
Какое из этих названий вам незнакомо?
Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой?
Для чего нам нужны эти знания?
Время определить нельзя.
Число также нельзя определить.
В отдельный столбик.
Дети дают свои ответы.
Неопределенная форма глагола.
Вопросами.
Что делать, что сделать.
Имеют окончания: -ти, -ть и оканчиваются на – чь.
Делают вывод.
Инфинитив.
Отвечают.
VI. Физкультминутка для глаз. (Слайд 3)
VII. Закрепление изученного.
1. Упр. 413 с.181( 4 ученика самостоятельно)
Какие глаголы мы писали?
2. Игра «Будь внимателен!»(Слайд 4)
Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.
Зарубить на носу;
Клевать носом;
Пропустить мимо ушей;
Вставлять палки в колёса;
Делать из мухи слона;
Обвести вокруг пальца;
Держать язык за зубами.
3. Карточка.
Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы. Подчеркнуть глаголы.
Полезные советы.
Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядкунужно (делаю) при открытой форточке.
Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
Какие окончания имеют данные глаголы?
Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)
(Слайд 5)
Что заметили на схеме?
Как понимаете слово «ИНФИНИТИВ»? (Слайд 6)
Отвечают на вопросы.
IX. Рефлексия (Слайды 7,8)
Какое открытие вы для себя сделали?
Интересно ли вам было на уроке?
С каким настроением вы работали?
Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?
Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.
Отвечают на вопросы.
X. Домашнее задание. (Слайд 9)
1) Выписать 10 пословиц с глаголами неопределенной формы;
2) Упр. 417, составить два предложения.