1. Обобщите возможные позиции фирм в конкуренции. Опишите методы, позволяющие оценивать конкурентные позиции фирм. Обоснуйте причины различий в методах оценки конкурентных позиций фирм на олигополистическом рынке и на рынке монополистической конкуренции. Систематизируйте стратегии, адекватные для отраслевых лидеров, стратегии «следующего за лидером», стратегии предприятий, занимающих рыночные ниши; стратегии предприятий со слабыми конкурентными позициями.
2. Проведите анализ конкурентной позиции выбранной Вами фирмы. Обоснуйте выбор метода, которым Вы будете пользоваться для оценки конкурентной позиции фирмы. Проведите оценку конкурентной позиции фирмы. В случае, если оценка проводится в условиях рынка монополистической конкуренции, постройте карту рынка («карту стратегических групп конкурентов») и определите, к какой стратегической группе конкурентов относится анализируемая фирма, а затем оцените позицию фирмы внутри соответствующей стратегической группы.
В случае, если оценка проводится в условиях олигополистического рынка, сформируйте систему оценочных показателей для сравнения характеристик фирм-конкурентов. Проведите сравнение. Найдите интегральный показатель конкурентной позиции фирмы (например, путём вычисления средневзвешенных оценок). Сделайте вывод о конкурентной позиции анализируемого предприятия.
3. Предложите модель рыночного поведения, соответствующего конкурентной позиции фирмы. Сделайте прогноз возможных ответных мер конкурентов. Предложите меры по нейтрализации действий конкурентов.
Тема 11. Стратегия маркетинга.
1. Назовите элементы стратегии маркетинга. Выявите и опишите особенности таких маркетинговых мероприятий, как сегментирование рынка, проектирование и разработка товара, вывод товара на рынок, товарная стратегия на рынке, цена, продвижение, методы распространения, формирование спроса, стимулирование сбыта.
Раскройте особенности каждого из этапов жизненного цикла товара, соотнесите их с выбором стратегии. Объясните, как жизненный цикл продукции и вид технологии влияет на формирование товарного ассортимента и номенклатуру продукции.
Дайте понятие стратегической зоны хозяйствования (СЗХ), опишите процесс выбора СЗХ.
2. Проанализируйте деятельность выбранного Вами промышленного предприятия, дайте характеристику его маркетинговой стратегии. Проведите анализ СЗХ данного предприятия. Для этого используйте матрицы «продукт-рынок», БКГ, Мак Кинзи. На каких этапах жизненного цикла находятся товары различных СЗХ? Предложите наиболее оптимальный вариант номенклатуры продукции для исследуемого предприятия. Обоснуйте свой выбор.
3. Постройте модель стратегии маркетинга для данного предприятия, включающую следующие элементы: сегментирование рынка, проектирование и разработка товара, цена, продвижение, методы распространения, формирование спроса, стимулирование сбыта.