Разработала: к.э.н., доцент кафедры «Финансы и менеджмент»
А.И. Ермоленко
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры ФиМ
протокол № 1 от «30» августа 2013 г.
Зав. кафедрой ____________ Е.А. Федорова
Цель проведения практических занятий
Целью проведения практических занятий по курсу «Цены и ценообразование» является приобретение студентами практических навыков ценообразования в условиях рыночных отношений.
Темы и содержание занятий
Тема I. Понятие и сущность цены. Система цен.
Оптовые цены предприятия (свободные отпускные цены) - цены изготовителя продукции, по которым он реализует произведенную продукцию потребителям - другим предприятиям и организациям. Реализуя продукцию по этим ценам, предприятиядолжны возместить свои издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволила бы им функционировать в условиях рынка (см. рисунок 1).
Рисунок 1. - Состав оптовой цены предприятия
Оптовые цены промышленности (цены закупки) - цены, по которым предприятия-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям. Включенная в цену оптово-сбытовая скидка (оптовая надбавка) возмещает издержки обращения снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и образует их прибыль (см. рисунок 2).
Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они, как правило, выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Торговая надбавка (скидка), включенная в розничную цену, возмещает издержки обращения торговых организаций и образует их прибыль (см. рисунок 3).
Рисунок 2. - Состав оптовой (отпускной) цены промышленности
Рисунок 3. - Состав розничной цены
В абсолютном выражении посреднические скидка и надбавка совпадают, поскольку исчисляются как разница между ценой, по которой посредник закупает товар и ценой, по которой его продает. Разница между понятиями «скидка» и «надбавка» появляется, если они приводятся в процентном выражении: 100%-ная база для исчисления надбавки – цена, по которой посредник приобретает товар, а 100%-ная база для исчисления скидки – цена, по которой посредник реализует этот товар.
Пример определения оптовых и розничной цен. Определить свободную отпускную (оптовую цену предприятия), цену закупки (оптовую цену промышленности) и розничную цену изделия при следующих исходных данных:
1.Затраты:
· сырье и основные материалы – 18 руб.;
· вспомогательные материалы – 2 руб. 50 коп.;
· топливо и электроэнергия на технологические цели – 50 коп.;
· заработная плата производственных рабочих – 16 руб.;
· начисления на заработную плату – 37% от заработной платы производственных рабочих;
· расходы по содержанию и эксплуатации оборудования – 50% к заработной плате производственных рабочих;
· цеховые расходы – 20% к заработной плате производственных рабочих;
· общезаводские расходы – 80% к заработной плате производственных рабочих;
· внепроизводственные расходы – 0,5 % к производственной себестоимости;
· транспортные расходы – 15 % к производственной себестоимости.
2. Рентабельность – 25 % к полной (коммерческой) себестоимости.
3. НДС – 20 %.
4. Акциз – 30 %.
5. Оптовая надбавка – 15 %.
6. Торговая надбавка – 25 %.
Решение:
1.Таблица 1. - Калькуляция себестоимости изделия
Статьи затрат
Сумма, руб.
сырье и основные материалы
18,00
вспомогательные материалы
2,50
топливо и электроэнергия на технологические цели
0,50
заработная плата производственных рабочих
16,00
начисления на заработную плату
16.00*0,37=5,92
расходы по содержанию и эксплуатации оборудования
16.00*0,50=8,00
цеховые расходы
16.00*0,20=3,20
общезаводские расходы
16.00*0,80=12,80
Итого производственная себестоимость
66,92
внепроизводственные расходы
66.92*0,005=0,34
транспортные расходы
66.92*0,15=10,04
Итого полная (коммерческая) себестоимость
77,30
2.Определяем прибыль в цене: 77,3 * 0,25 = 19,33 руб.
9.Определяем торговую надбавку: 173,35 * 0,25 = 43,34 руб.
10.Определяем розничную цену: 173,35 + 43,34 = 216,69 руб.
Схематично состав и структуру розничной цены можно представить в виде следующей схемы:
Рисунок 4. - Состав и структура розничной цены
Тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения.
Плата за перемещение грузов формируется по двухставочному тарифу: затраты на начально-конечные операции (постоянные для любого расстояния перевозки) и затраты по передвижению (зависит от расстояния перевозки).
Тарифы железнодорожного транспорта регулируются государством.
С провозной платы взимается НДС в размере 18%.
ЗАДАЧИ
Задача 1. Определить цеховую, производственную и полную (коммерческую) себестоимость изделия, как исходные элементы формирования его цены, если имеются следующие данные о затратах:
· сырье и основные материалы – 730 руб.;
· вспомогательные материалы – 30 руб.;
· покупные полуфабрикаты – 200 руб.;
· топливо и электроэнергия на технологические цели – 70 руб.;
· стоимость возвратных отходов – 30 руб.;
· основная заработная плата производственных рабочих – 200 руб.;
· дополнительная заработная плата производственных рабочих – 40 руб.;
· начисления на заработную плату – 37 % к основной и дополнительной заработной плате производственных рабочих;
· расходы по содержанию и эксплуатации оборудования – 110 руб.;
· цеховые расходы – 80 % к основной заработной плате производственных рабочих;
· общезаводские расходы – 30 % к основной заработной плате производственных рабочих;
· внепроизводственные расходы – 10 % к производственной себестоимости.
Задача 2. Привести состав и структуру розничной цены хрустальной вазы (в абсолютных показателях и %) исходя из следующих данных:
· себестоимость хрустальной вазы – 180 руб.;
· рентабельность ее производства – 20 % к себестоимости;
· ставка акциза – 10 % к отпускной цене без НДС;
· оптовая надбавка посредника – 10 % к отпускной цене с НДС;
· торговая надбавка – 25 % к цене закупки.
Задача 3. Определить состав и структуру розничной цены женского платья, реализуемого магазином. Известно, что полная себестоимость платья составляет 511 руб., свободная отпускная цена с НДС – 737 руб., розничная цена – 972 руб., оптовая надбавка – 11 % к отпускной цене с НДС.
Задача 4. Определите:
1) розничную цену изделия при условии, что оно поставляется в розничную сеть через двух посредников (торгово-закупочные организации);
2) прибыль промышленного предприятия от реализации изделия по свободным отпускным ценам.
Известны следующие данные:
1. Себестоимость – 10 руб.;
2. НДС – 18%;
3. Свободная отпускная цена (с НДС) – 42 руб.;
4. Снабженческо-сбытовая надбавка – 25% к покупной цене;
5. Торговая надбавка – 20%.
Задача 5.Необходимо:
1) составить калькуляцию себестоимости 100 пар мужских туфель;
2) определить прибыль от реализации одной пары туфель.
Известны следующие данные:
1.Затраты на 100 пар туфель:
1) сырье и основные материалы:
а) кожтовары для верха – 8 000 руб.;
б) кожтовары для прокладки – 4 000 руб.
в) стоимость деталей низа – 5 000 руб.
г) текстиль для межподкладки – 200 руб.
2) вспомогательные материалы – 350 руб.;
3) топливо и электроэнергия на технологические цели – 70 руб.;
4) заработная плата производственных рабочих – 900 руб.;
5) начисления на заработную плату основных производственных рабочих – 26 %;
6) накладные расходы (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общезаводские расходы) – 200 %;
7) внепроизводственные расходы – 0,3 %;
8) транспортные расходы – 19 % к производственной себестоимости.
2.Свободная отпускная цена одной пары туфель (с НДС) – 400 руб.
Задача 6. Цена закупки равна 400 руб. Каков предельно допустимый процент надбавки и скидки в пользу торгового посредника, если максимально возможная розничная цена изделия составляет 575 руб.?
Задача 7. Розничная цена одной бутылки «Шампанского» составляет 450 руб. Процент торговой скидки – 6,5%. НДС – действующий на момент решения задачи. Акциз – 90%. Определить отпускную цену без налогов и сумму акциза.
Задача 8. Розничная цена единицы товара равна 10 тыс. руб.; торговая надбавка составляет 20%, ставка акциза – 30%, ставка НДС – 18%. Определите сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет производителем от реализации единицы товара и его долю в розничной цене.
Задача 9. Предельная торговая надбавка для данного товара равна 40%. Каков удельный вес в розничной цене торговой скидки?
Задача 10. Предельная торговая скидка для данного товара равна 40%. Каков удельный вес в розничной цене торговой надбавки?
Задача 11. Рассчитайте розничную цену 1 кг пшеничного хлеба исходя из следующих данных:
· стоимость пшеницы (1 кг) – 1,4 руб.;
· издержки элеваторов – 0,6 руб.;
· рентабельность затрат элеваторов – 15%;
· издержки мельниц – 0,5 руб.;
· рентабельность затрат мельниц – 20%;
· издержки хлебозаводов – 0,8 руб.;
· рентабельность затрат хлебозаводов – 20%;
· норма выхода продукта - 140%;
· НДС – действующий на момент решения задачи;
· торговая надбавка – 15%.
Задача 12. Розничная цена телевизора 8000 руб. Товар поставляется от производителя непосредственно в магазин. Торговая надбавка – 20%. Прибыль предприятия-изготовителя составляет 35% от себестоимости. Следует определить себестоимость и прибыль предприятия-изготовителя.
Задача 13.Прейскурантная цена объекта строительства равна 29100 руб. за 1 кв.м. Площадь объекта строительства составляет 100 кв.м. Срок строительства – 1 год. Повышение прейскурантной цены, предусмотренное договором, осуществляется каждые два месяца на 4,53%. Страховка объекта строительства составляет 13,9% стоимости объекта на момент заключения договора строительства. Рассчитайте стоимость объекта строительства на момент окончания работ.
Задача 14. Определить плату за провоз по двухставочному тарифу на перевозку по железной дороге 500 т картофеля на расстояние 300 км по состоянию на 2 января 2006 г. исходя из следующих данных за 2005 г.:
· затраты на начально-конечные операции (10 т) – 400 руб.
· затраты по передвижению (10 т/км) – 10 руб.
· рентабельность перевозок для данного груза – 25 % к себестоимости.
Предельный коэффициент повышения тарифа 2006 г. по сравнению с 2005г. равен 1,2, НДС – 18%.
Задача 15.Определить среднюю оптовую цену 1 т сыров, среднюю оптовую цену 1 т молока для производства этих сыров и разницу между оптовой ценой 1 т молока для предприятий сыродельной промышленности и средней закупочной ценой 1 т молока. Известны следующие данные:
· средняя закупочная цена 1 т молока – 2300 руб.;
· расход молока на 1 т готовой продукции – 9,5 т.;
· средняя розничная цена 1 т сыров – 20000 руб.;
· расходы по производству и доставке сыров – 1000 руб.;
· стоимость используемых отходов – 200 руб.;
· торговая скидка – 15 % к розничной цене;
· рентабельность производства – 20 % к себестоимости.