Разработала: к.э.н., доцент кафедры «Финансы и менеджмент»
А.И. Ермоленко
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры ФиМ
протокол № 1 от «30» августа 2013 г.
Зав. кафедрой ____________ Е.А. Федорова
Цель и задачи изучения дисциплины
Целью преподавания дисциплины «Цены и ценообразование» является изучение студентами основных положений и особенностей ценообразования в условиях рыночных отношений.
Основной задачей изучения дисциплины является повышение культуры студентов в области ценообразования.
Порядок работы
Необходимо изучить теоретические вопросы, изложенные в данном пособии, а также в рекомендуемой литературе.
Далее следует проанализировать примеры практических расчетов по каждой теме.
Для закрепления изученного материала необходимо решить один из вариантов задач приложения А.
Темы и содержание занятий
Тема 1. Понятие и сущность цены. Система цен
В трудовой теории стоимости цена– это денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.
В теории предельной полезности цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.
В настоящее время широкое распространение получила и более упрощенная формулировка, согласно которой цена – это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.
Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяются две полярные модели ценообразования: рыночное и централизованное (государственное, командное).
В условиях централизованного ценообразования установление цены происходит в сфере производства. Цены определяются только в зависимости от затрат на производство товара. Это делается при непосредственном участии государственных органов до начала процесса производства. В результате рынок оказывает очень слабое воздействие на ценообразование. В лучшем случае он фиксирует спрос на товар при уже установленной цене.
Процесс формирования цен в условиях рынка происходит в сфере реализации продукции. Произведенный товар проходит проверку на рынке, где формируется окончательная цена на него. Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением непосредственно собственником или производителем товара или услуги. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров.
Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему. В основе взаимосвязи цен лежит принцип “сообщающихся сосудов”. Изменение цен в одном из основных блоков системы довольно быстро передается “по цепочке” во все другие ее блоки. Различные блоки цен имеют не только прямые, но и обратные связи.
В зависимости от экономических признаков все цены в переходный период классифицируются по видам и разновидностям. Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от обслуживаемой ими сферы товарного обращения. По этому признаку цены подразделяются на следующие виды:
Þоптовые цены на продукцию промышленности;
Þрозничные цены;
Þзакупочные цены;
Þцены на строительную продукцию;
Þтарифы грузового и пассажирского транспорта;
Þтарифы на платные услуги населению;
Þцены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.
В свою очередь оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на два подвида: свободные отпускные цены (оптовые цены предприятия) и цены оптовой закупки (оптовые цены промышленности).
Свободные отпускные цены (оптовые цены предприятия) - цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям - другим предприятиям и организациям. Реализуя свою продукцию, предприятия или фирмы должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволила бы им функционировать в условиях рынка (рис.1).
Рисунок 1. - Состав оптовой цены предприятия
На основе свободных отпускных цен производятся планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия (фирмы).
Цены оптовой закупки (оптовые цены промышленности)- цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям (рис.2).
Оптово-сбытовая скидка (оптовая надбавка) возмещает издержки обращения снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и образует их прибыль.
Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; они, как правило, выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Состав розничной цены показан на рисунке 3.
Включенный в розничную цену акциз - это косвенный налог на потребителя, включаемый в цену товара. Перечень товаров, облагаемых акцизом, строго ограничен действующим законодательством. В этот перечень включены главным образом престижные товары и предметы роскоши, а также легковые автомобили, алкогольные напитки и некоторые другие товары.
Рисунок 2. - Состав оптовой цены промышленности (цены оптовой закупки)
Рисунок 3. - Состав розничной цены
Налог на добавленную стоимость, являясь также косвенным налогом, оплачивается конечным потребителем. По отдельным группам товаров (основные продукты питания, медикаменты, товары детского ассортимента и некоторые другие) установлены льготные ставки НДС.
Торговая надбавка (скидка) возмещает издержки обращения торговых организаций и образует их прибыль.
Закупочные цены - это оптовые цены, по которым происходит реализация сельскохозяйственной продукции. Закупочные цены – это договорные цены, устанавливаемые по соглашению сторон. Отличие закупочной цены от других видов цен (оптовых и розничных) заключается в том, что в ее состав не включаются налог на добавленную стоимость и акцизы. НДС не включается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов.
Цены на строительную продукцию также имеют несколько разновидностей:
· сметная стоимость - предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
· прейскурантная цена – средняя стоимость единицы продукции объекта строительства (например, 1 кв.м площади);
· договорная цена – цена, которая устанавливается по соглашению между заказчиками и подрядчиками.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта- плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения.
Плата за перемещение грузов формируется по двухставочному тарифу: затраты на начально-конечные операции (постоянные для любого расстояния перевозки) и затраты по передвижению (зависит от расстояния перевозки).
Тарифы железнодорожного транспорта регулируются государством.
С провозной платы взимается НДС в размере 18%.
Тарифы на услуги, оказываемые населению. Услуги можно разделить на две группы: услуги особой социальной значимости (коммунальные тарифы, телефонная связь, медицинское обслуживание) и обычные виды услуг массового спроса (ремонт и пошив одежды и обуви, ремонт бытовой техники, услуги бань, прачечных, парикмахерских, театры и т.д.).
Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, подразделяются на экспортные и импортные.
Пример определения оптовых и розничной цен. Определить свободную отпускную (оптовую цену предприятия), цену закупки (оптовую цену промышленности) и розничную цену изделия при следующих исходных данных:
1.Затраты:
· сырье и основные материалы – 18 руб.
· вспомогательные материалы – 2 руб. 50 коп.
· топливо и электроэнергия на технологические цели – 50 коп.
· заработная плата производственных рабочих – 16 руб.
· начисления на заработную плату – 37% от заработной платы производственных рабочих
· расходы по содержанию и эксплуатации оборудования – 50% к заработной плате производственных рабочих
· цеховые расходы – 20% к заработной плате производственных рабочих
· общезаводские расходы – 80% к заработной плате производственных рабочих
· внепроизводственные расходы – 0,5 % к производственной себестоимости
· транспортные расходы – 15 % к производственной себестоимости
2. Рентабельность – 25 % к полной (коммерческой) себестоимости.