1. Сущность, объективная основа, аргументы «за» и «против» рынка
2. Структура рынка
3. Спрос, предложение и их факторы
4. Сущность, функции и формы конкуренции
Темы докладов
1. Проблемы формирования рынка в Украине.
2. Концепция «невидимой руки» А.Смита.
3. Структура рынков в Украине по степени конкуренции.
4. Исследование рынка: сущность, виды, методы и приемы.
Терминологический словарь
Рынок. Спрос Предложение. Функции рынка. Конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Олигополия. Дуополия. Монополистическая конкуренция. Чистая монополия. Монопсония. Структура рынка. Рынки товаров и услуг, рабочей силы, средств производства, ценных бумаг, валюты, информации и др.
Тесты и проблемные ситуации
1. Рынок—это:
а) совокупность актов купли-продажи;
б) взаимодействие спроса и предложения;
в) взаимоотношения между продавцами и покупателями;
г) экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара;
д) система экономических отношений между людьми, охватывающие процессы производства, распределения, обмена и потребления;
е) все ответы верны.
2. Назовите тип рыночной структуры, когда на рынке функционирует множество предприятий, предлагается однородный продукт, каждый желающий может свободно войти и выйти с рынка, доступ к информации о рынке свободный:
а) чистая монополия;
б) монополистическая конкуренция;
в) олигополия;
г) совершенная конкуренция.
3. Понятием, которое отображает желание и способность людей платить за товар, является:
а) интерес;
б) желание;
в) необходимость;
г) вкус;
д) спрос;
е) естественная потребность;
ж) производная потребность;
з) верных ответов нет.
4. Качественной усовершенствование технологии сдвигает:
а) кривую спроса вверх и вправо;
б) кривую спроса вниз и влево;
в) кривую предложения вниз и вправо;
г) кривую предложения вверх и влево.
5. Закон спроса утверждает, что:
а) превышение предложения над спросом приводит к снижению цен;
б) если доходы протребителейрастут, они обычно покупают больше товаров;
в) кривая спроса имеет положительный наклон;
г) если цена товара падает, объем запланированной продукции растет.
6. Рыночный спрос не отражает влияния:
а) доходов потребителей;
б) цен на взаимосвязанные товары;
в) цен на ресурсы;
г) количества покупателей.
7. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса:
а) вкусов и предпочтений потребителей;
б) размеров и распределения доходов;
в) цены товара;
г) численности и возраста потребителей.
8. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
а) спрос равняется предложению;
б) цена равняется расходам плюс прибыль;
в) уровень технологии изменяется постепенно;
г) объем предложения равняется объему спроса.
9. Если рыночная цена ниже равновесной, то:
а) появляются избытки товара;
б) возникает дефицит товара;
в) формируется рынок потребителя;
г) падает цена на ресурс.
10. Если цены растут, то при прочих равных условиях, закон предложения проявляется в:
а) росте предложения;
б) уменьшении предложения;
в) росте спроса;
г) уменьшении спроса.
Упражнения
1. Сгруппируйте рынки в соответствии с критериями классификации (экономическое назначение, товарные группы, пространственный признак, степень ограничения конкуренции, характер продаж, степень законности):
а) «черный» рынок (теневой);
б) оптовый рынок;
в) мировой рынок;
г) рынок продовольственных товаров;
д) рынок труда;
е) рынок ценных бумаг;
ж) легальный рынок;
з) рынок с/х сырья;
и) монопольный рынок;
к) местный рынок;
л) розничная продажа;
м) рынок благ и услуг;
н) рынок научно-технических разработок.
2. Тождественны ли понятия «обмен», «обращение», «рынок» (да / нет)? Обоснуйте.
3. Разграничьте субъекты и объекты рыночных отношений:
а) предприниматель Васильев;
б) акционер Петров;
в) апельсины;
г) слесарь Иванов;
д) металлорежущий станок;
е) домохозяйка Федорова;
ж) банк «Санкт-Петербург»;
з) деньги;
и) трудовые навыки.
4. Решая вопросы что, как и для кого производить, рынок:
а) всегда функционирует как гибкая, саморегулирующаяся система (да / нет);
б) ориентирован на производство социально-необходимых товаров (да / нет);
в) часто не может успешно функционировать без вмешательства государства (да / нет);
г) гарантирует всем участникам равные права на труд и доход (да / нет);
д) способствует удовлетворению потребностей всех членов;
е) ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто может оплатить товары или услуги (да / нет);
ж) способствует внедрению достижений НТП.
5. Составьте схему преимуществ и недостатков рынка.
Задачи
Задача № 1. Спрос и предложение на рынке описываются следующими уравнениями: QD = 1000 – 40P и QS = 300 + 30P. Определите параметры равновесия на рынке данного товара. Начертите графики. Определите, установится ли на рынке дефицит или избыток при цене равной 6 ден.ед.
Задача № 2. Кривая спроса на велосипеды может быть представлена в следующем виде: QD = 6000-10P, где QD - объем спроса в месяц, P-цена велосипеда, ден.ед. Кривая предложения велосипедов описывается уравнением: QS = 3000+20Р, где S - ежемесячное предложение велосипедов. Каковы равновесная цена и объем продаж велосипедов? Как изменится ситуация, если правительство установит цены на велосипеды на уровне Р = 80 ден.ед.?