1. В чем заключается экономическая целесообразность денег:
а) в высокой стоимости;
б) в способности измерять стоимости товаров и обмениваться на любое благо;
в) в способности создавать богатство.
2. Какие из перечисленных благ обладают абсолютной ликвидностью:
а) акции;
б) недвижимость;
в) облигации;
г) деньги;
д) товары первой необходимости.
3. Деньги – это:
а) стоимость товара, выраженная в другом товаре;
б) стоимость товара, выраженная в затратах труда;
в) всеобщий эквивалент товаров.
4. Какую функцию выполняют кредитные деньги:
а) средство обращения;
б) средство платежа;
в) средство накопления;
г) все ответы неверны.
5. Функция денег как мера стоимости – это:
а) цена товара, выраженная в деньгах;
б) цена труда при производстве товара;
в) масштаб цен, с помощью которого определяют стоимость товаров и услуг.
6. Предложение денег осуществляют:
а) предприятия и население;
б) коммерческие банки;
в) государство через центральный банк страны;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
7. Золотое обращение существует в условиях:
а) золотодевизного стандарта;
б) золотослиткового стандарта;
в) золотомонетного стандарта;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
8. Денежная система – это:
а) виды государственных денежных знаков;
б) форма организации денежного обращения;
в) совокупность денег во всех функциях, которые они выполняют;
г) сумма всех денег, обращающихся в национальной экономике.
9. Различие между деньгами и «квази деньгами» состоит в том, что:
а) деньги в отличие от «почти денег» можно расходовать непосредственно;
б) «почти деньги» включают в себя депозиты на банковских счетах, тогда как деньги не включают их;
в) деньги обращаются быстрее «почти денег»;
г) «почти деньги» — это неразменные бумажные деньги в отличие от денег;
д) «почти деньги» включают в себя все товары, которые могут быть проданы за деньги.
10. Чем обеспечивается общественная ценность современных бумажных денег:
а) золотым запасом страны;
б) товарами и услугами, которые производятся в стране;
в) все ответы верны;
г) все ответы неверны.
Упражнения
1. Разграничьте субъективные и объективные подходы к определению сущности денег:
а) деньги — результат договоренности между людьми;
б) товар особого рода, ставший всеобщим эквивалентом в результате длительного исторического развития обмена;
в) изобретение человечества;
г) социальная условность, средство обмена всех других благ;
д) то, что используется как деньги.
2. Если номинальная стоимость денег не изменится, а цены на товары и услуги возрастут в 2 раза, то покупательная способность денег:
а) возрастет в 2 раза;
б) упадет в 2 раза;
в) упадет в 4 раза;
г) не изменится;
д) возрастет в 1,5 раза.
3. Какие из перечисленных функций денег выделяются в качестве основных представителями металлической теории денег, классической политической экономии, марксизма, номиналистической теории денег:
а) мера стоимости;
б) средство обращения;
в) средство накопления (образование сокровищ);
г) средство платежа;
д) мировые деньги.
Задачи
Задача №1. Сумма цен товаров, находящихся в обращении, составляет 300 тыс. ден. ед; суммы цен товаров в кредит – 200 тыс. ед.; сумма цен товаров, срок уплаты по которым наступил – 10 тыс. ед., а взаимопогашенные – 15 тыс. ден. ед. Одна денежная единица совершает в среднем 25 оборотов в год. Найти количество денег, необходимых для обращения. Что произойдет в экономике, если в обращении будет выкуплено – 150 тыс. ден. ед.
Задача №2. Допустим, что сумма цен товаров, подлежащих реализации, составляет 120 млрд. долл, сделки в кредит составляют 20 млрд. долл. Каждая денежная единица делает за год в среднем 7 оборотов. Государство выпустило в обращение 25 млрд. бумажных долларов.
К каким последствиям приведет выпуск такого количества денег?
Выберите мероприятия для предотвращения этого экономического явления:
1. Расширить продажу товаров в кредит.
2. Осуществить дополнительную эмиссию денег.
3. Увеличить производство товаров.
4. Снизить государственные расходы на оплату военных заказов, на выплату жалованья чиновникам, на содержание армии и полиции.