Ощущения неминуемой опасности не всегда достаточно для побуждения к действиям. Снижение показателей прибыльности (информация о котором обычно запаздывает), вероятно, является наиболее распространенным фактором, вызывающим ощущение безотлагательности перемен, становится своего рода переломным пунктом, когда необходимость действий, направленных на устранение проблем, очевидна...
Быть может, до наступления финансового кризиса топ-менеджерам необходимо попытаться осмыслить ситуацию и на скорую руку «подлатать» отдельные структуры? Безусловно, некоторые руководители способны предчувствовать надвигающийся кризис и инициировать правильные действия до того, как развитие ситуации примет необратимый характер. Но для этого менеджер должен быть наделен необходимыми властными полномочиями. Возможно, первый шаг сделают акционеры (назначение нового исполнительного директора), возможно, руководитель организации обладает даром предвидения. Ситуация осложняется, если информация о возможном кризисе поступает извне или ее получают от менеджеров, не наделенных соответствующими полномочиями. Контакты с поставщиками, потребителями, банковскими служащими и сотрудниками других предприятий способствуют осознанию проблем и инициированию действий внутри отдельных групп. Но в таких ситуациях проведение принципиальных перемен обычно откладывается до тех пор, пока с информацией не ознакомится исполнительный директор.
...Предусмотреть кризис возможно. Те, кому это удалось, приняли позитивные меры, которые обошлись им дешевле, чем в случае, если бы решение насущных проблем было отложено. Ретроспективное рассмотрение таких случаев показывает, что принятие каких-либо мер всегда сопряжено с меньшими рисками, чем политика бездействия. Но до того, как они предпринимались, риски воспринимались как чрезвычайно высокие.