Ни один из ремесленников не думает по четным дням, а действует по нечетным (или наоборот). У каждого из нас голова "работает" всегда, причем вместе с руками. Однако менеджмент многих крупных компаний прикладывает огромные усилия к разделению "головы" и "рук" организации, что приводит к нарушению жизненно важных обратных связей. Тот рядовой продавец, который столкнулся с непредвиденной реакцией покупателя, возможно, обладает самой важной стратегической информацией во всей организации. Но что толку, если он не имеет возможности превратить знания в новую стратегию или же передать информацию тем, кто несет ответственность за ее разработку и реализацию. И все просто потому, что соответствующие каналы блокированы или же ответственные за разработку стратегии сотрудники просто закончили свою работу! Представление о том, что стратегии непременно должны разрабатываться где-то наверху, без учета повседневных проблем организации, является, пожалуй, самой серьезной ошибкой так называемого традиционного стратегического менеджмента. Именно этим недостатком объясняются многие весьма драматичные провалы в бизнесе и политике.
Такие стратегии, которые, как в случае с НУК, возникают без четких предварительных намерений или даже вопреки им, когда те или иные действия просто складываются в определенный паттерн деятельности, называют спонтанными стратегиями. Они, конечно, могут превратиться в сознательные, если данная схема будет идентифицирована и одобрена руководством. Но все это уже post factum.
Я понимаю, что все это может показаться несколько странным. В самом деле: стратегии, которые возникают сами собой; менеджеры, принимающие уже готовые стратегии. На протяжении многих лет мне доводилось встречаться со многими людьми, которым надоело наше пассивное восприятие мира и которые встали на путь активности и свободы воли. Как бы то ни было, стратегия означает, прежде всего, менеджмент. Именно так древние греки называли искусство управления армией.