Эта теория включает элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их модели фигурирует пять переменных:
· затраченные усилия;
· восприятие;
· полученные результаты;
· вознаграждение;
· степень удовлетворения.
Согласно этой модели, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Кроме того, устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами – человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты. Результаты работы сотрудника зависят от трех факторов:
1) затраченных усилий;
2) способностей человека;
3) осознания им своей роли в процессе труда.
Уровень затрачиваемых усилий, в свою очередь, зависит:
1) от ценности вознаграждения;
2) от того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением.
Достижение требуемого уровня результативности может повлечь:
1) внутренние вознаграждения, такие, как чувство удовлетворения выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения;
2) внешние вознаграждения, такие, как похвала руководителя, премия, продвижение по службе.
Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Это прямо противоположно тому, что думает, на сей счет большинство менеджеров, полагавших, что удовлетворение ведет к достижению высоких результатов в труде или, говоря другими словами, более довольные рабочие трудятся лучше. Портер и Лоулер полагают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и способствует повышению результативности.
2.4 Определение, применяемых методов, мотивации начальником управления по зарплате и льготам ОАО <<Глазовская мебельная фабрика>>
ОАО <<Глазовская мебельная фабрика>> входит в тройку крупнейших российских мебельных компаний, а также является одной из крупнейших интегрированных компаний по производству мебели в мире.
Одним из преимуществ ОАО <<Глазовская мебельная фабрика>> является его географическое положение. Глазов, где построена фабрика, находится на стыке трех экономических районов: Европейского Севера, Северо-Запада и Центра России.
Компания представляет собой объединение 8 дирекций, каждая из которых занимается ведением дел в одной из областей компетенций. Все производства (цеха) относится к дирекции по производству.
Основные виды выпускаемой предприятием продукции – это ЛДСП (ламинированная древесностружечная плита), ДСП (древесностружечная плита), МДФ (микро-древесная-фибра) и готовую мебельную продукцию.
Клиентская база предприятия насчитывает свыше 100 оптовых баз расположенных в близлежащих регионах.
Одной из ключевых фигур в компании является – начальник управления по зарплате и льготам. Для определения, используемой руководителем, теории мотивации составим ряд вопросов, позволяющий определить подход к вознаграждению сотрудников, используя теорию ожидания В.Врума (таб. 4).
Таблица 4
Вопросы
Да
Нет
1. Распределяет ли ответственность среди подчиненных, в соответствии с их полномочиями?
+
2. Общается напрямую с подчиненными (не прибегает к помощи ответственных за направления)?
+
3. При общении с подчиненными ведет себя жестко и соблюдает дистанцию?
+
4. Интересуется достигнутыми результатами выполняемой работы?
+
5. В пропорциональной ли форме производится вознаграждения участников труда?
+
6. Указывает на области для развития в случае необходимости дополнительного обучения?
+
7. Использует различные виду вознаграждения?
+
8. Поощряет ли инициативу работников?
+
9. Интересуется причинами утраты стимула к выполняемой работе?
+
10. Использует чаще поощрение, чем наказание, в качестве метода стимулирования рабочего персонала?
+
Проанализировав ответы можно сказать, что руководитель применяет не единственное условие мотивации человека к достижению определенной цели (материальные средства). Но распределение ответственности производит при помощи руководителей направлений, следовательно, отсутствует доверие персонала к начальнику, ввиду общения через «посредника». А так как в каких пропорциях происходит разделение ответственности, начальнику неизвестно, оплата труда производится не в пропорциональной форме.
Для более эффективной работы предлагается внедрить часть характеристик, которые позволят персоналу взаимодействовать с руководителем напрямую, чтобы тот в свою очередь знал, кто и какой объем работ выполняет, и, следовательно, скорректировать пропорции оплаты труда. Предлагаю рассмотреть спектр характеристик, позволивших повысить авторитет начальника, за счет измененного подхода к работе и взаимодействию с персоналом (экспертные оценки представлены в таб. 5).
Таблица 5
Характеристика
мотивации
Внедрена полностью
Внедрена частично
Полностью не внедрена
Интересуется областью компетенций каждого сотрудника
+
+
+
Назначает ответственных самостоятельно (возможно обсуждение с исполнителем работы + руководителем)
+
+
+
Интересуется вкладом каждого сотрудника в реализацию (выполнение) задания
+
+
+
Корректирует пропорции по оплате и мотивации труда в зависимости от результатов выполненной работы
+
+
+
Применяет различные способы мотивации сотрудников
+
+
+
Интересуется причинами утраты стимула выполняемой работы у сотрудников
+
+
+
Проанализировав внедряемые характеристики мотивации, понимаем, что частично не внедрены или полностью не внедрены следующие характеристики:
1. Интересуется областью компетенций каждого сотрудника;
2. Назначает ответственных самостоятельно (возможно обсуждение с исполнителем работы + руководителем);
3. Интересуется вкладом каждого сотрудника в реализацию (выполнение) задания;
4. Интересуется причинами утраты стимула выполняемой работы у сотрудников;