Государство, выполняя экономические функции, использует различные инструменты регулирования. Важнейшими среди них многие экономисты склонны считать фискальные: сбор налогов и использование бюджетных средств. Фискальные инструменты обладают многосторонним характером воздействия на экономические отношения в обществе. С их помощью государство способно влиять на объёмы и структуру национального производства, инвестиционную активность субъектов хозяйствования, регулировать инфляцию, занятость, воздействовать на состояние конкурентной среды, осуществлять перераспределение доходов и т.д. [35; с. 344]. Сознательное использование налогов для достижения соответствующих целей проходит в рамках налоговой политики.
Налоговая политика – это деятельность государства в сфере установления, правового регламентирования и организации направления налогов и налоговых платежей в централизованные фонды денежных ресурсов государства [40; с. 36]. Согласно Закону Украины «О системе налогообложения», под налогом и сбором (обязательным платежом) в бюджет и в государственные целевые фонды следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или целевого фонда, осуществлённый плательщиками в порядке и на условиях, определённых законодательством.
С учетом особенностей структуры и характера источников наполнения государственного бюджета, налоговую политику можно рассматривать в широком и узком смыслах.
В широком смысле сущность налоговой политики заключается в формировании государственного бюджета за счет различных источников, которые можно разделить на два блока:
- налоговые и неналоговые поступления (обязательные платежи) от юридических и физических лиц;
- другие источники, к которым относятся внутренние государственные ссуды. Они могут быть в виде эмиссии ценных бумаг и др. Сущность внутренней ссуды заключается в том, что государство временно берет средства у населения (иногда у предприятий) и обязывается их вернуть с процентами. В любом случае эти средства подлежат возвращению из бюджета. Однако главным источником поступлений в бюджет остаются налоги.
В узком смысле под государственной налоговой политикой понимают систему налогообложения, состоящую из налогов и их элементов, механизма и сроков уплаты и др.
Налоговая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категории надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится [27; с. 36].
Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика — это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.
Содержание и цели налоговой политики обусловлены макроэкономическими задачами государства на каждом этапе развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение:
1. Экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;
2. Социальных задач; обеспечение занятости населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;
3. Задачи оптимизации налоговых изъятий, т.е. достижения паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.
При разработке налоговой политики на макроэкономическом уровне, необходимо учитывать функции, которые выполняют налоги. В числе налоговых функций ученые называют: фискальную, распределительную, контрольную, регулирующую (макроэкономическую) [26; с. 196].
Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношении к этой. Во всяком случае, наряду с чисто фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например экономические или социальные. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
Распределительная функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Как отмечает профессор Л.Ходов, через налогообложение достигается "поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними". Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков. В итоге происходит изъятие части дохода одних и передача его другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.
Контрольная функция налогов. Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику [33; с. 14].
Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты различного рода пособий, ибо налоги являются определяющим источником бюджетно-финансового регулирования национальной экономики.
Исследовав сущность налоговой политики и функции налогов, необходимо рассмотреть принципы осуществления и рычаги, через которые реализуется основное назначение налоговой политики государства.