Организационная структура –распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками.
Иерархический тип структур управления.
Принципы управления сформулированы в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку дал немецкий социолог Макс Вебер:
· Принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.
· Принцип соответствия полномочий и ответственности работников месту в иерархии.
· Принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям.
· Принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей.
· Принцип обезличенности выполнения работниками своих функций.
· Принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым, найм и увольнение с работы производятся в соответствии с квалификационными требованиями.
Наиболее распространенным типом иерархической структуры является линейно-функциональная.
Линейная организационная структура. Основы линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализации управленческого процесса по функциональным системам организации (маркетинг, производство, финансы и т.д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строилась и система мотивации и поощрения. Конечный результат (эффективность и качество в целом) становится как бы второстепенным.
Преимущества линейной структуры:
Четкая система взаимных связей функций и подразделений.
Четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всеми процессами, имеющими общую цель.
Ясно выраженная ответственность.
Быстрая реакция исполнителей на прямые указания вышестоящих.
Недостатки линейной структуры:
Отсутствие звеньев ,занимающихся стратегическим планированием. Доминирует «текучка».
Тенденция к перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений.
Малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации.
Формализация оценки эффективности и качества работы подразделений. Атмосфера страха и разобщенности.
Большое число «этажей управления» между работниками и лицами принимающими решение.
Перегрузка управленцев верхнего уровня, зависимость результатов работы от их личных и деловых качеств.