Формы торгового капитала: товарно-торговый и денежно-торговый. В современных условиях торговый капитал представлен как мелкими и мельчайшими торговыми предприятиями (малый бизнес), так и крупными фирмами и корпорациями, сосредоточивающимися в своих руках значительную долю товарооборота и оказывающими существенное влияние не только на рынок, но и на производство.
Торговая прибыль— прибыль, которую получает торговый предприниматель. Как и другие формы прибыли она является превращенной формой прибавочной стоимости, созданной наемными рабочими в самом производстве, а также образуемой в процессах и операциях, совершаемых в сфере обращения, но являющихся продолжением и завершением процесса производства товаров и услуг. Величина прибыли от реализации продукции испытывает на себе воздействие закона средней нормы прибыли и определяется как разность между стоимостью товара (с + V + m) — (с + V + p ср. промышленника). Источником торговой прибыли может быть также присваиваемая торговым капиталом часть прибавочного и даже необходимого продукта мелких товаропроизводителей.
Товарный капитал — одна из функциональных форм, наряду с денежной и производительной, соответствующая определенной стадии кругооборота промышленного капитала.
Издержки обращения— затраты в денежной форме, связанные с процессом обращения, реализацией товаров и услуг. Различаются чистые и дополнительные (производительные) издержки обращения.
Чистые издержки обращения— это расходы, обусловленные самим процессом купли-продажи, превращением товарной формы стоимости в денежную, а денежной — в товарную, т. е. сменой форм стоимости. К ним относятся: расходы на рекламу, на содержание продавцов и торговых агентов, на ведение счетоводства, бухгалтерии, канцелярские расходы и т. д. Источник их возмещения в конечном итоге — прибавочная стоимость.
Дополнительные издержки обращения -это затраты, обусловленные продолжением и завершением процесса производства в сфере обращения. Они увеличивают стоимость товара. К ним относятся расходы, связанные с транспортировкой и хранением товаров, их доработкой, расфасовкой, упаковкой и пр. Они возмещаются за счет возросшей стоимости продукта.
Рабочее время торгового работника— время, в течение которого он трудится в торговом предприятии. Оно делится на необходимое и прибавочное рабочее время. В необходимое время работник реализует часть стоимости, возмещающей торговому предпринимателю капитал, затраченный на покупку рабочей силы. В течение прибавочного рабочего времени реализуется часть стоимости, поступающая предпринимателю в форме торговой прибыли.
Торговля— важнейшая сфера товарно-денежного обращения; исторически обусловленная возникновением и развитием товарного производства; характеризуется отношениями между ее участниками — продавцами и покупателями на основе стоимостного сопоставления; отрасль хозяйства, обособившаяся на основе общественного разделения труда и осуществляющая посредническую деятельность по купле-продаже товаров. Подразделяется на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя торговля— торговля, осуществляемая в национальных границах страны. Имеет две основные формы: оптовая торговля — купля-продажа товаров крупными партиями, в основном самими функционирующими предпринимателями через товарные биржи, аукционы, ярмарки; розничная торговля — реализация товаров и услуг непосредственно потребителям через магазины, предприятия общественного питания и обслуживания, посылочную торговлю, электронную торговлю и др.
Внешняя торговля— торговля данной страны, ее хозяйственных субъектов с другими странами. Включает ввоз и вывоз товаров. Внешняя торговля базируется на международном разделении труда, кооперировании и интегрировании производства. Она выступает средством экономических связей между государствами, входящими в мировое экономическое пространство. В то же время внешняя торговля оказывается ареной конкурентной борьбы за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала.
Экспорт товаров— вывоз товаров из страны, является составной частью внешней торговли. Улучшение структуры экспорта связано с повышением качества продукции и обеспечением ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Импорт товаров— ввоз товаров в страну из-за границы; импортные закупки способствуют повышению эффективности производства, более полному удовлетворению потребностей, населения, укреплению международного сотрудничества.
Торговый баланс— соотношение между вывозом и ввозом товаров. Активный торговый баланс имеет место, когда вывоз товаров из страны превышает ввоз в нее товаров из-за границы. Пассивный — тогда, когда ввоз превышает вывоз.
Дефицит торгового баланса — сумма превышения ввоза товаров над их вывозом.
Протекционизм— внешнеторговая политика, направленная на покровительство отечественному производству и торговле, характеризуется введением высоких таможенных пошлин на ввоз товаров, налоговых и других барьеров импорту.
Фритредерство— политика "открытых дверей", система свободной торговли, означает допущение беспошлинного или облагаемого лишь незначительными пошлинами ввоза товаров.