русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Стили мышления как особенности субличностей


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 842; Нарушение авторских прав


Как было сказано, часто используется только «интуитивный» или только «ментальный» стиль мышления, либо – оба, но по отдельности (в зависимости от контекста). Это зависит от того, какое из тонких тел акцентировано.

Устойчивость такой акцентуации обеспечена системой телесных блоков, и в связи с этой устойчивостью акцентированное тонкое тело можно связывать с отдельной субличностью. Можно говорить о перевесе той или иной субличности – «интуитивной» или «ментальной». В случае, когда каждая субличность акцентируется в своем особом контексте, можно говорить о нарушении связей между субличностями. В этом случае они оказываются конфликтующими (конкурирующими). Тогда поведение человека, с точки зрения внешнего наблюдателя, становится непоследовательным или противоречивым.

В жизни отдельного человека могут быть периоды активности той или другой субличности. Можно сказать, что у каждого человека в детском и подростковом периоде активна первая (интуитивно-спонтанная) субличность, а в юношеском и взрослом периодах – вторая (логическая). Далеко не все люди достигают такого уровня личной эволюции, когда обе субличности начинают действовать синхронно – интегрируются в энергию Ци. (Именно это качество синхронности дает взрослую, а затем и зрелую личность.)

У некоторых людей логическая субличность так и не включается, и они на всю жизнь остаются в подростковом периоде своей эволюции. Эта категория людей часто ссылается на интуицию, желание («я хочу») или выгодные для себя правила и инструкции, и склонна к проявлениям протеста и актов саботажа против многочисленных обязательств, с которыми вынужден мириться современный человек.

У другой категории людей активизация логической субличности сопровождается своеобразным подавлением интуитивно-спонтанной. Обычно это сопровождается наличием сильных телесных блоков, снижением эмоциональной восприимчивости и чувствительности к тонким ощущениям. Представители этой категории могут проявлять большую жесткость как по отношению к окружающим, так и к самим себе. Основное ограничение таких людей связано с многочисленными социальными и ролевыми страхами (страх оценки, страх некомпетентности в той или иной роли и т.д.). Эти страхи закладываются в детском и подростковом возрасте и, как правило, оказываются вытесненными, в результате чего такие люди социально адаптированы, имеют достаточно жесткую картину мира и принимают на себя множество социальных и ролевых обязательств, обусловленных упомянутыми страхами («я должен…»).



Естественно, что мы даем достаточно грубое описание, и каждый отдельный человек может находиться в любой точке шкалы, обозначенной этими двумя типами.

Существует еще одна категория людей, у которой акцентированы обе субличности. Они равны по силе, но находятся в противостоянии. Такие люди часто оказываются в ситуации внутреннего конфликта и, в зависимости от контекста, у них преобладает то иньский, то янский типы мышления. В подобных случаях у человека возникают проблемы и с принятием решений, и с систематизацией материала, и с составлением планов, и с определением ближайших шагов (вспомним популярные тренинги по тайм-менеджменту).


Графически все описанные стили мышления представлены на рисунках 40-43.

 

1 – «интуитивная» субличность,

2 – «ментальная» субличность.

Последний, четвертый из описанных стилей мышления (см. рис. 43) можно рассматривать как естественное мышление, свойственное тренированному и зрелому человеку, у которого дух и тело (в указанном выше смысле) в равной степени здоровы и развиты.

Однако такое мышление становится недоступным при наличии внутренних проблем: либо картина мира оказывается слишком жесткой или искаженной (нарушения в области духа), либо тело недостаточно подготовлено для рассматриваемого процесса. В частности, многие заболевания и неадекватные эмоциональные состояния, а также неподготовленность физического тела (множество неконтролируемых мышечных напряжений) являются непреодолимым препятствием для спонтанного использования этого стиля. (Ниже это будет показано в стенограммах демонстраций.)

В этом случае одна из двух связей – иньская или янская – блокируется, что дает линейную систему с причинно-следственной зависимостью. Тогда причину трудностей принято искать либо в неправильной картине мира, т.е. в области духа, либо в неадекватном восприятии, т.е. в области тела (физическое тело, ощущения, эмоции, спонтанный выбор значимых деталей). В данном подходе, однако, не рассматриваются причинно-следственные связи, и любая из вышеупомянутых трудностей будет рассматриваться как системное нарушение. Это означает, что при искажениях в картине мира всегда необходимо искать телесный аналог этих нарушений, и наоборот, а затем работать с обеими частями.

Практики, которые мы перечислим в конце данной главы, могут использовать носители всех стилей мышления.

При иньском («интуитивном») стиле мышления в процессе практик должны развиваться концентрация и волевые качества.

При янском («логическом») стиле мышления должна быть восстановлена чувствительность; это требует восстановления навыков расслабления тела и деконцентрации – способности расфокусировать внимание в объеме тела и за его пределами (такая способность лежит в основе восприимчивости).

Другими словами, в первом случае развивается янское начало (концентрация), во втором случае – иньское начало (способность к расфокусировке внимания).

В случае «расколотого» мышления (рис. 42) необходимо восстановить связи между этими двумя частями, т.е. добиться их интеграции и объединения в энергию Ци, что также делается с помощью особых практик.

Итак, предлагаемая здесь энергетическая модель целостного (системного) мышления состоит в гармоничном объединении «интеллектуальной» и «интуитивной» составляющих процесса мышления. Другими словами, всякий процесс мышления должен сводиться к интеграции энергий Инь и Ян – и восстановлению энергии Ци.

Примеры и демонстрации

Нередко запросы участников наших тренингов соответствуют перечисленным выше проблемам мышления современного человека. Например – как запустить проект, который «не запускается». Почему не запускается? Потому что там есть множество локальных задач, и неясно, за которую из них браться сначала. Надо найти человека под проект, найти помещение, обкатать систему, для чего нужны финансы, люди, технология, выбор ассортимента, а для этого нужно изучить рынок и конкурентную среду, учесть интересы потребителя… и т.д. Для человека с «ментальным» стилем мышления этот проект может оказаться почти невыполнимым, т.к. он не может спонтанно выстроить иерархию задач (отсутствие «адекватной аксиоматики»). Для человека с интуитивным типом мышления этот проект также невыполним: такой человек будет браться за один фрагмент проекта, а затем, не доведя его до конца, переходить к другому.

Другой пример. Управляющий озабочен тем, что ежедневно ему приходится решать слишком много проблем, и он не справляется с этим: «…встретиться с юристом, встретиться с одним партнером, решить вопрос. С депутатом встретиться. По недвижимости тоже наметить… В химчистку заехать… Самое неприятное, когда с утра приходишь на работу, и целый день все валится – а ты решаешь, валится – а ты решаешь... Как будто там снежный ком какой-то, и он сам по себе. Дела, которые сами ко мне приходят. Не я их задумываю и делаю».

Далеепоследовал такой диалог:

– Возьми какой-нибудь день и опиши, что приходилось делать? Вот так же, в произвольной последовательности.

– Финансовый вопрос на работе решать. Договор составлять. Подготовил очень важную встречу, которая оказалась не нужна… Постоянно стоит вопрос – будет, не будет… Не знаю, как к ним подступиться, и поэтому все откладываю.

– Это все?

– Нет, пятая часть…

Полная стенограмма работы с этим управляющим приведена ниже. Его проблема в том, что он мыслит в «ментальном» стиле. Попытка включить чувствование сопровождается спонтанным проявлением неосознаваемого ранее страха. Ниже мы обсудим это подробнее.

Итак, большинство людей имеет доступ лишь к части своих потенциальных возможностей, т.к. используют иньский, янский или расколотый (см. рис. 40 – 42) стиль мышления.

Практики трансформации картины мира, рассмотренные выше, позволяют максимально и устойчиво расширить способность к целостному (системному) мышлению. Здесь же мы приводим отрывки из стенограмм демонстраций, в которых даем инструкции, помогающие экспериментирующему войти в состояние целостного мышления ситуационно, по поводу актуальной проблемы. Подчеркнем только, что инструкция устроена так, чтобы включить одновременно и деконцентрацию, и концентрацию (первое и второе внимание), что уравновешивает и интегрирует иньскую и янскую составляющие мышления, создавая энергию Ци. Как уже было сказано, непрерывное осознанное взаимодействие концентрации и деконцентрации и составляет суть системного (целостного) мышления.

В приведенной ниже демонстрации мы покажем, как организовано это взаимодействие.

Демонстрация состоит из двух частей. В первой части ставится задача выявления нарушений «аксиоматики», т.е. выслеживаются повреждения иньской (интуитивной) составляющей процесса мышления. Для этого выслеживаются все телесные напряжения (проявления страха или бессилия), возникающие в процессе обдумывания проблемы. Во второй части демонстрации ставится задача восстановления адекватной аксиоматики с помощью янской части мышления (концентрации). Это делается в два этапа. Вначале концентрация используется для трансформации всех напряжений, а затем для построения точной ментальной модели проекта (окончательных решений и плана действий).

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стили мышления и уровни зрелости | Демонстрация


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.