русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Пуск двигателя постоянного тока независимого возбуждения до основной угловой скорости


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 4632; Нарушение авторских прав


Переходный процесс пуска двигателя посто­янного тока независимого возбуждения до основной ско­рости происходит в случае питания двигателя от сети постоянного тока при замыкании в цепи якоря выключа­теля К (рис. 4.1). В приведенной схеме постоянно включен резистор, следовательно, общее сопротивление цепи якоря

 



При исследовании процесса пуска полагаются неизмен­ными: магнитный поток двигателя Ф, напряжение сети U и момент нагрузки Mс. Кроме того, индуктивность обмотки якоря принимается Lя= 0.

 



 



Рис. 4.1. Принципиальная схе Рис, 4.2. Пусковая механичес-

мa пуска двигателя постоянного кая характеристика двигателя

тока независимого возбуждения постоянного тока независимого

в одну ступень, возбуждения.

Уравнения электрического и механического равновесия системы при пуске:

(4.1)

(4.2)

Если из (4.2) определить значение тока якоря i и под­ставить его в (4.1), а затем разделить его левую и правую части на с, то после несложных преобразований получим:

или

(4.3)

где 0= U/c— угловая скорость двигателя при идеаль­ном холостом ходе; с= MсR/c2 — перепад угловой скорости при нагрузке моментом Мс (рис. 4.2); Тм = JRIc2 = J 0/Mк,з — электромеханическая постоянная времени.

Электромеханической постоянной времени называется время, в течение которого привод, обладающий моментом инерции J, разгоняется без нагрузки из неподвижного состояния до угловой скорости идеального холостого хода й0 при неизменном моменте, равном моменту короткого замыкания MK,3. Необходимо отметить, что постоянная времени зависит от Мк,з .С увеличением сопротивления цепи якоря момент Мк,3 уменьшается и соответственно увеличивается постоянная времени. Электромеханическая постоянная времени не зависит от нагрузки.

Уравнение (4.2) может быть записано иначе:

 



Решение этого уравнения дает:

(4.4)

где С– постоянная интегрирования, определяемая по начальным условиям переходного режима.

Для t=0 начальное значение угловой скорости = нач, поэтому

 



Теперь легко получить уравнение для угловой скорости двигателя при пуске в общем виде:

(4.5)

где ωс — установившаяся угловая скорость двигателя при моменте нагрузки Мс (рис. 4.2).

В частном случае, когда пуск двигателя совершается под нагрузкой из неподвижного состояния ( нач = 0),

(4.6)

При пуске без нагрузки до установившейся угловой скорости 0

(4.7)

Аналогичные формулы получаются, если вместо угло­вой скорости использовать частоту вращения двигателя п, об/мин, приводимую в каталогах.

На рис. 4.3 представлены кривые = f(t) при пуске двигателя постоянного тока независимого возбуждения под нагрузкой (кривая 1) и без нагрузки (кривая 2). Со­гласно (4.6) и (4.7) процесс пуска теоретически заканчи­вается за бесконечно большое время. Однако практически можно считать процесс пуска закончившимся при tп = = (3 4) Тм, так как угловая скорость в этом случае отличается от установившегося значения не более чем на 5—2 %. Из (4.6) вытекает, что

 



Таким образом, для t=3 Тм угловая скорость привода отличается от установившегося значения не более чем на 5 %, и можно считать, что неустановившийся процесс к этому времени практически закончится.

Если бы пуск двигателя совершался с неизменным мо­ментом, равным Мк,3, то угловая скорость двигателя во времени изменялась бы по прямой Оа при пуске двигателя без нагрузки и по Об — при пуске под нагрузкой (рис. 7.3).

 



 



 



Рис. 4.3 Кривые ω==f(t) при пуске двигателя постоянного
тока независимого возбуждения в одну ступень.

 



Следовательно, если провести через начало координат касательную к кривой 2 до пересечения с горизонталью, проходящей через точку 0, то полученный отрезок 0а даст в определенном масштабе значение t = Тм. Если же аналогичным путем провести касательную к прямой 1, то отрезок сб также будет равен Тм.

Зависимость тока в цепи якоря от времени при пуске двигателя определяется из (4.2):

 



где Iс = Mc/c — ток нагрузки.

Определив из (4.4)

 



и подставив значение производной в уравнение для тока, получим:

(4.8)

Для начальных условий при t = 0; i = Iнач постоянная интегрирования

 



Подставив постоянную интегрирования С в (4.8), най­дем:

(4.9)

Начальное значение тока в общем виде определяется по формуле

 



В частном случае, когда пуск совершается из неподвиж­ного состояния двигателя, ЭДС его равна 0 и Iнач = Iкз = U/R.

Ток в якоре при этом выражается зависимостью

(4.10)

При пуске без нагрузки, когда Iс = 0,

(4.11)

По (4.10) и (4.11) построены кривые i= f(t), приве­денные на рис. 4.4.

Из рассмотрения (4.5), (4.6), а также (4.10) и (4.11) можно заключить, что если механическая характеристика двигателя линейна и момент нагрузки постоянен, то = f(t) и i=f1(t) выражаются простыми экспоненциаль­ными зависимостями.

При многоступенчатом резисторном пуске двигателя постоянного тока независимого возбуждения и постоянном напряжении сети задаются обычно определенными грани­цами колебаний пускового тока или пускового момента. В этом случае для нахождения времени пуска удобнее пользоваться в качестве исходного не уравнением угловой скорости, а уравнением тока (4.9).

Процесс пуска двигателя в несколько ступеней, изобра­женный на рис. 4.5, характерен тем, что ток двигателя во время пуска колеблется в пределах от I1 до I2. В начале пуска Iнач = I1, далее по мере ускорения двигателя рас­тет его ЭДС, вследствие чего начинает уменьшаться ток в цепи якоря двигателя, а следовательно, и момент двига­теля. Когда ток достигнет некоторого значения I2, выклю­чается часть пускового резистора с таким расчетом, чтобы ток двигателя снова достиг значения I1 и т. д.

Найдем время tx, в течение которого ток двигателя изменяется от I1 до I2. Для этого воспользуемся уравнением (4.9), написав его в следующем виде:

(4.12)

где I1 и I2 — границы изменения пускового тока (рис. 4.5); tx - время разбега двигателя на рассматриваемой ступени пускового резистора; Тмх — электромеханическая пос­тоянная времени для той же ступени.

 



 



Рис. 4.4. Кривые i = f(t) при Рис. 4.5. Графики при реостат-
пуске двигателя постоянного ном пуске двигателя постоян-
тока независимого возбуждения ного тока независимого воз-
в одну ступень. буждения в несколько ступе-

1-пуск под нагрузкой; 2-пуск ней.

вхолостую.

Постоянная времени для каждой ступени резистора соответствует суммарному сопротивлению цепи якоря.

Решая (4.12) относительно времени разбега, находим:

(4.13)

Если значение тока нагрузки Iс не изменяется, то под
знаком логарифма стоит постоянная величина и, следовательно, можно написать:

(4.14)

По мере выведения резистора сопротивление цепи якоря уменьшается, а следовательно, уменьшается и электроме­ханическая постоянная времени, что приводит в свою очередь к уменьшению времени разбега на каждой после­дующей ступени, т. е. tx1 > tx2 > tx3 и т. д.

Приведенная на рис. 4.5 зависимость i= f (t) построе­на на основании (4.9) с учетом сказанного выше, а кривая угловой скорости двигателя = f(t) построена по (4.5). Время переходного процесса на последней ступени (при I = Iс или = с) получается равным бесконечности.

 



Рис. 4.6 Графики =f(t) и i=f(t) при пуске в одну ступень под нагрузкой двигателя постоян­ного тока независимого возбужде­ния, построенные с учетом элект­ромагнитной инерции якоря.

Практически для этой ступени надо принимать подобно предыдущему

 



В тех случаях, когда время протекания электромагнит­ных процессов соизмеримо со временем протекания механи­ческих процессов, приходится учитывать и влияние элект­ромагнитной инерции цепи якоря, которым мы до сих пор пренебрегали. На рис. 4.6 показаны кривые пуска дви­гателя при постоянном напряжении сети и учете индуктив­ности якоря. Как видно из рис. 4.6, пуск двигателя состоит из двух этапов.

Первый этап: якорь двигателя неподвижен, пока ток в якоре не достигнет значения, необходимого для создания момента трогания. На этом этапе увеличение тока двига­теля зависит от скорости протекания электромагнитного

процесса, определяемого уравнением напряжений для цепи якоря двигателя:

(4.15)

Решение (4.15) при индуктивности якоря Lя = const дает закон изменения тока в якоре при неподвижном якоре

(4.16)

где Iк,3=U/R—ток короткого замыкания двигателя; Тэ=L/R — электромагнитная постоянная времени цепи якоря; она имеет размерность времени и определяет ско­рость протекания электромагнитных процессов.

Кривая тока, построенная по (4.16), изображена на рис. 4.6 в пределах промежутка времени t3 сплошной кри­вой, а за его пределами—штриховой. Время t3. которое называют временем запаздывания, определяется из (4.16) при подстановке тока i = Iс. В этом случае

(4.17)

 



Следует отметить, что в действительности время запаз­дывания будет несколько больше времени, подсчитанного по (4.17). Это дополнительное запаздывание пуска двига­теля объясняется тормозящим влиянием вихревых токов, возникающих в стали двигателя.

По истечении времени t3 якорь начнет вращаться. Угло­вая скорость двигателя возрастает, и ЭДС, возникающая в якоре, влияет на ток двигателя. Теперь уже оба процес­са — электромагнитный и электромеханический проте­кают совместно, составляя единый процесс пуска двига­теля. Расчет тока якоря и угловой скорости двигателя при Ф = const необходимо вести, исходя из следующих урав­нений:

(4.18)

 



Разделив обе части последнего равенства на с, получим:

(4.19)

 



Совместное решение уравнений (4.18) и (4.19) приводит к линейному дифференциальному уравнению второго по­рядка относительно

 



(4.20)

 



где с — установившееcя значение угловой скорости при моменте нагрузки Мc.

Решение этого дифференциального уравнения имеет вид:

 



(4.21)

 



где a1 a2 — корни характеристического уравнения а2 +1/Тэа+1/ТэТм = 0, а1,2=1/2Тэ(1 );A,

В — постоянные интегрирования, определяющиеся на­чальными условиями.

Соответственно для тока:

(4.22)

 



При условии, что Тм > 4 Тэ, корни уравнения а1 и a2 имеют действительные отрицательные значения, а выра­жения для угловой скорости и тока с учетом постоянных интегрирования имеют вид:

(4.23)

(4.24)

 



Кривые угловой скорости и тока, полученные по (4.23) и (4.24), показаны на рис. 4.6. Угловая скорость асимпто­тически стремится к с, а ток, достигнув максимума уменьшается, асимптотически приближаясь к значению Iс.

(4.25)

 



В процессе прямого пуска двигателя индуктивность якоря ограничивает пик тока и увеличивает время пуска. Из (4.25) следует, что максимум тока зависит от соотношения пос­тоянных времени Тэ и Тм. Реальное соотношение этих постоянных времени таково, что ограничение тока при прямом пуске оказывается незначительным и пик тока превосходит допустимое по условиям коммутации значение. Поэтому прямой пуск (без добавочных резисторов) практически недопустим для двигателей мощностью более 0,5—1 кВт. Для ограничения тока при пуске вводится в цепь якоря пусковой резистор. При этом Тэ уменьшается, а Тм увели­чивается настолько, что оказывается ТэТм.

Если ТэТм, то можно приближенно принять:

 
 


(4.26)

Тогда при Iс = 0 получим более простые выражения для определения угловой скорости и тока, а именно:

 



(4.27)

(4.28)

Как видно из (4.27) — (4.28), при ТэТм (при боль­шом сопротивлении добавочного резистора) индуктивность якоря практически не сказывается на переходных процес­сах.

Пик тока при прямом пуске можно попытаться умень­шить введением в якорь реактора (индукционной катуш­ки). Однако при этом процесс разбега приобретает неже­лательный колебательный характер, если 4Тэ > Тм.

При Тм < 4Тэ корни а1 и а2 есть комплексные числа:

 



 



Уравнение для определения угловой скорости в данном случае:

 
 


(4.30)

 



(4.31)

Из (4.30) и (4.31) следует, что изменения угловой ско­рости и тока имеют характер затухающих колебаний (рис. 4.7). Из-за колебательного характера процесса су­щественно увеличивается время пуска, возникает значи­тельное перерегулирование угловой скорости (превышение над установившимся значением) и снижается эффектив­ность ограничения пика тока. Так, для граничного значе­ния ТВ = Tм/4 при пуске вхолостую

Imax 0,73 IK,3, a при ТВ=1,25 Тм пик тока Imax 0,52 Iк,з, что обычно превышает допустимый по условиям коммутации ток. Поэ­тому пуск с индукционной катушкой на практике не при­меняют, а используют пусковые резисторы, при наличии которых влияние индуктивности якоря на процесс, как было показано выше, несущественно.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Электроприводы переменного тока | Динамическое торможение двигателя постоянного тока независимого возбуждения


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.008 сек.