На современных ЛА имеется большое количество различных исполнительных механизмов и агрегатов, функционирование которых связано с затратами механической энергии. В качестве источников механической энергии используются гидравлические, пневматические и электрические приводы. Наиболее универсальным из них является электрический привод. Электрический привод может быть основным источником механической энергии или входить в качестве управляющего устройства в приводы другого вида.
Основными элементами электрического привода являются:
- преобразователь электрической энергии в механическую (ПЭ);
- источник энергии (ИЭ);
- система передачи (СП);
- исполнительный механизм (Им);
- управляющее устройство (УУ);
- датчик обратной связи (ДОС).
В зависимости от типа электрического привода различают электродвигательный привод (на базе электродвигателей различных типов) и электромагнитный привод (на базе электромагнитных устройств). Электродвигательный привод широко применяется во всех видах оборудования ЛА (насосы, устройства механизации планера и шасси, системы запуска и т.д.).
Электромагнитный привод используется на ЛА для управления гидравлическими и пневматическими устройствами (электрокраны, электроклапаны), а также он является основным элементом переключающих устройств (реле, контакторы).
Использование электрической энергии на ЛА стало возможным в результате работ ученых и изобретателей 19-го века. Среди этих работ выдающееся место занимают труды русских электротехников.
Впервые в мире применение электрической энергии на ЛА было предложено русским ученым А.Н.Лодыгиным в 1869 г., который спроектировал электролет. В качестве привода воздушных винтов предлагался электродвигатель, а источником питания служил аккумулятор.
С 1930 г. на самолетах появился электрогидравлический привод шасси, а также электрический стартер запуска АД.
Переломным этапом в развитии электрического привода явилось создание в 1939 г. пикирующего бомбардировщика Пе-2 под руководством В.М.Петлякова. На Пе-2 впервые в истории авиации были применены дистанционные системы управления силовыми электромеханизмами привода шасси, стабилизатора, посадочных щитков, триммерами и др. Большую работу по электрификации самолета выполнили коллективы во главе с А.А.Енгибаряном и К.В.Роговым.
В целях уменьшения массовых показателей электросистем и улучшения работы электрооборудования в 50-х годах на борту ЛА появились системы переменного тока. Эти системы потребовали разработки привода постоянной скорости. Одновременно велись работы по созданию мощных статических преобразователей частоты, позволяющих создавать электрические системы переменного тока постоянной частоты без применения привода постоянной скорости.
При создании электросистем современных ЛА большое значение имели работы ученых, инженеров и конструкторов: академика В.С.Кулебякина, профессора К.С.Боброва, И.М.Синдеева и многих других.
2. Роль и место автоматизированного электропривода на борту летательного аппарата. Основные типы приводов, используемых на ЛА, сравнительные характеристики. Тенденции и перспективы развития.
В зависимости от назначения систем, в которых устанавливаются электроприводы их можно разбить на 3 группы:
1 группа обеспечивает оптимальное использование летно-тактических данных ЛА (приводы органов управления самолета, крыла, взлетно-посадочных устройств, систем управления СУ, РТО);
2 группа обеспечивает повышение боеготовности ЛА (системы запуска и зажигания, подъемно-транспортное оборудование, система дозаправки);
3 группа обеспечивает повышение безопасности полета (противопожарное оборудование, противообледенительные системы).
В настоящее время электромеханизмы решают на борту большое количество задач:
- механизм привода рулей управления;
- механизм привода закрылков и посадочных щитов;
- механизм управления триммеров рулей высоты;
- механизм управления стабилизатором;
- механизм концевых выключателей ограничения движения стабилизатора;
- механизм аварийного привода стабилизатора;
- механизм привода шасси;
- механизм привода кранами и заслонками в топливных, гидравлических и воздушных системах;