Зубчатая передача - трехзвенный механизм, в котором два подвижных звена являются зубчатыми колесами, образующими с неподвижным звеном вращательную и поступательную пару. Шестерня - зубчатое колесо с меньшим числом зубьев, колесо - шестерня с большим числом зубьев. Для обозначения шестерни и колеса используют индексы: 1 - шестерня, 2 – колесо. По взаимному расположению валов различают: с параллельным расположением (цилиндрические прямозубые, косозубые и шевронные), с пересекающимся (конические с прямыми и непрямыми зубьями), перекрещивающимся расположением (винтовые и гипоидные).
3.2. Материалы и термообработка.
Сталь, в настоящее время, - основной материал для изготовления зубчатых колес. Для равномерного изнашивания зубьев и лучшей их прирабатываемости твердость шестерни НВ1 назначается больше, чем твердость колеса НВ2.
Для шестерни из табл.3.3,[4] берем сталь 45 – улучшение для которой σn1=880 Н/мм2- предел прочности. σt1=540 Н/мм2 – предел текучести НВ1=230.
Для колеса сталь 45 нормализованную, σn2=590 Н/мм2,σt=320 Н/мм2, НВ2=210
3.3 Определение напряжений
3.3.1 Определяем суммарное число циклов напряжений во время эксплуатации Nn∑, стр. 134. [1].
Nn∑=Ln*n2
Где n2 – частота ведомого вала редуктора.
Ln – срок службы: по заданию 7500 ч.
Nn∑= 400*7500*60=18*107
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР.ТМ Г25.00.00.
3.3.2 определяем допустимые контактные напряжения по формуле 9.8 на стр. 150 [1]. [σH] = σnlimb*KHL*ZR*Zv*KL*KxH /SH
Где из табл. 9.8 [1] σnlimb1= 2НВ1 +70 = 2*230+70 = 530 МПа
σnlimb2=2НВ2+70=2*210+70=490 МПа KHL – коэффициент долговечности. Он учитывает влияние срока службы и режима нагрузки передачи Кm=1 SH – коэффициент безопасности. Рекомендуется при однородном по объёму структуре материала, обеспечиваемой нормализацией, улучшением, объемной закалкой зубьев, SH=1.1 ZR – коэффициент, учитывающий шероховатость сопряжённых поверхностей зубьев. Zv – коэффициент, учитывающий окружную скорость. KL – коэффициент, учитывающий влияние смазывания.
KxH – коэффициент, учитывающий размер зубчатого колеса.
ZR * Zv * KL * KxH= 0.9
[σH1]= 0.9*530*1/1.1= 433.63 МПа [σH2]=0.9*440*1/1.1=400.90 МПа 3.3.3 Определим дополнительное напряжение при изгибе зубьев по формуле 9.14 на стр. 152 [1]. [σF]= σFlimb* KFL * KFC/SF
Где SF – (1.7…2.2) большие значения для литых заготовок , берем 1.8
KFL – (1…2) в случаях, когда особо требуется точность расчета, берем 1.5
KFC – коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки (например, реверсивные передачи, сателлиты планетарных передач и т.п.) при односторонней нагрузке KFC, при реверсивной нагрузке KFC=0.7…0.8. По табл. 9.8 стр. 174.
σFlimb1= НВ1+260=230+260=490 МПа
σFlimb2=НВ2+260= 210+260=470 МПа
Тогда:
[σF1]=490*1.5*1/1/8= 408 МПа
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР.ТМ Г25.00.00.
[σF2]= 470*1.5*1/1.8= 391 МПа В формуле не учитывается ряд коэффициентов по сравнению с формулой в приложении к ГОСТ 21354-75. Эти коэффициенты равны или близки к единице, поэтому ими в практических расчетах можно пренебречь.
3.4 Определим основные размеры передачи, колеса и шестерни.
3.4.1 Внешний делительный диаметр большего конического колеса определяется по формуле 9.4, стр. 162 [1].
de2= Kd *
где из табл. 3.5 стр. 32 [4] имеем:
Kd=99
=1.4
= 3.5
=0.285 – коэффициент длины зуба.
T2= 120,87 Н*м
Тогда:
de2= 99 * = 257 мм
Принимаем по ГОСТ 12289-76 ближайшее стандартное значение de2 =280 мм.
Из табл. 9.4 стр. 172. [1].
3.4.2 Принимаем число зубьев шестерни Z1=26 тогда число зубьев зубчатого колеса Z2= Z1*u=26*3,5= 91,
тогда отклонение от заданного:
(3.5-3.5)/3. 5=0%
Что меньше установленных ГОСТом 12289-76 - 3%
3.4.3 Внешний окружной модуль me
me= de2/ Z2=257/91=2,82
по СТ СЭВ 310-76, см. Табл. 9.1 стр. 169 [1], принимаем me=3.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР.ТМ Г25.00.00.
3.5 Уточняем параметры редуктора по ГОСТ 12289-76 см. табл. 9.4 стр. 172 [1].
3.5.1 Делительный диаметр колеса de2
de2.ф= me* Z2= 3*91=273 мм
3.5.2 Передаточное отношение
u= Z2/Z1=91/26=3.5
3.5.3 Проверка частоты вращения колеса n2 при u=3.5
n2=n1/u= 1445/3.5=413 об/мин
3.6 Внешние конусные расстояния Rе и длина зуба B определяем по формулам на стр. 186 [1].
Rе=0.5 me
Rе=0.5*3* = 142 мм.
В= * Rе=0.285*142=40,47 мм
По табл. 9.5 стр. 172 [1] принимаем В=42 мм.
3.7 Основные параметры шестерни
3.7.1 Внешний делительный диаметр шестерни de1
de1= me Z1
de1=3*26=78 мм
3.7.2 Углы делительных кожухов
ctgδ1=u=3,5, δ1=arcctgδ1=arcctg3,5=16º
δ2= 90º-16º=84º
3.7.3 Средний делительный диаметр шестерни d1 определяем по формуле на стр. 186 [1]
d1=2(Rе-0.5В)sin δ1
d1=2(142-0.5*42)*0.2923= 66.7 мм
3.7.4 Средний окружный модуль
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР.ТМ Г25.00.00.
m= d1/ Z1
m= 66.7/ 26=2.57
3.8 Определим основные размеры шестерни и колеса по формулам на стр. 187 [1].
3.8.1 Диаметр вершин зубьев
а) Шестерни
da1= de1+2 mecos δ1
da1= 78 +2*3*0.96126= 83.77 мм
б) Колеса
da2= de2+2 mecos δ2
da2= 280+2*3*0.2756=281.65 мм
3.8.2 Диаметр впадин зубьев
а) Шестерни
df1= de1-2.5 mecos δ1
df1= 78-2.5*3*0.96126=70.8 мм
б) Колеса
df2= de2+2 mecos δ2
df2= 280-2.5*3*0.2756=277.93 мм
3.8.3 Средняя окружная скорость vср и степень точности колес.
vср= ω1* d1/2
vср=(151.24*66.7*10-3)/2= 5 м/c
где d1 в метрах
При такой скорости по табл. 9.9 стр. 175 [1] принимаем 7 степень точности.
3.8.4 Коэффициент ширины шестерни по среднему диаметру.
Ψed=В/d1
Ψed= 42/66.7=0.63
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР.ТМ Г25.00.00.
3.9 Проверочный расчёт на усталость по контактным напряжениям и изгибу.
3.9.1 Контактные напряжения определим по формуле 9.27 [1]
σН= ≤ [σН]
где - величина конусного расстояния.
В – длина зуба.
- коэффициент нагрузки.
Т2 – вращающий момент на колесе.
U – передаточное число.
КН=KHβ*KHα*KHv
где
KHβ – коэффициент учитывающий распределение нагрузки по длине зуба, из табл. 9.11 стр. 176 [1] при Ψed= 0.63 берем KHβ=1.2
KHα – коэффициент учитывающий нагрузку между прямыми зубьями. KHα=1.0
KHv – коэффициент учитывающий динамическую нагрузку и зацепление для прямозубых колёс при v ≤ 5м/c по табл. 9.13 стр. 178 [1] KHv=1.2
Тогда
КН=1.2*1*1.2=1.44
σН= =353.7≤ [σН]=400.9МПа
Аналогично
σН= =194≤ [σН]=433.63МПа
3.9.2. Напряжение изгиба определим по формуле 3.3.стр.41,[4].
sF=(Ft×KF×YF)/b×m £ [sF],
где b – длина зуба
m –средний окружной модуль
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР.ТМ Г25.00.00.
Ft- окружная сила ,которую считают приложенной по касательной к средней делительной окружности и равной:
Ft=2T1/d1
Ft =2×36.37/0.0667=1090.55Н
KF=RFb×KFV
По табл. 9.11 стр. 176 [1] КFb=1,20
По табл. 9.13 стр.178 [1] КFV=1,25.
Тогда
КF=1.20*1.25=1.5
YF-коэффициент прочности зуба по местным напряжениям выбираем в зависимости от эквивалентных чисел зубьев.
-для шестерни Zv1=Z1/coss1=26/cos16º =27
-для колеса Zv2=Z1/coss2=91/cos84º =870,6
При этом, согласно таблице 9.10. стр.175,[1].
YF1=3,90 YF2=3,60
-для шестерни отношение [sF1]/YF1=408 /3,90=104,62 МПа.
-для колеса [sF2]/ YF2= 391/3,60=108.61 МПа.
Дальнейший расчет ведем для зубьев шестерни, так как полученное отношение для него меньше.
sF1=(216*1.5*3,90)/21*1.3=46.3<[sF1]=408 МПа
3.10 Силы, действующие в зацеплении.
3.10.1 Радиальная для шестерни, равная осевой для колеса.
Fr1=Fa2=Ft×tga*coss1=1090,55*tg20°*cos 16°=381,55 H.
где a-угол профиля a=20°
3.10.2 Осевая для шестерни, равная радиальной для колеса.
Fa1=Fr2=Ft×tga*sins1=1090,55*tg 20°*sin 16°=109,4 H.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР.ТМ Г25.00.00.
4. Расчёт валов
4.1 Общие сведения.
Зубчатые колеса, шкивы, звездочки и другие механизмы вращаются на валах и осях. Вал не только поддерживает сидящие на нем детали, но и передает им вращающий момент. При работе вал испытывает напряжение от изгиба и кручения, а в некоторых случаях также напряжения сжатия и растяжения.
По геометрической форме валы бывают прямыми , коленчатыми и гибкими, а оси- прямыми. Коленчатые и гибкие валы в настоящем пособии не рассматриваются.
Прочность является основным критерием работоспособности и расчета валов и осей. Для быстроходных валов и осей основной является усталостная прочность-выносливость. Для расчета на выносливость необходимо знать размеры вала и оси, которые определяются из расчета на статическую прочность.
4.2 Выбор материалов.
Для валов выбираем сталь 45, термообработка- улучшение, твердостьне менее 200 НВ.
Механические характеристики возьмем из табл.3.5. стр.65,[3]: