Массовая коммуникация – процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории
Массовая коммуникация характеризуется:
- наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированность;
- социальной значимостью информации;
- массовостью аудитории;
- многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств.
Появление и развитие технических средств общения обусловило формирование нового социального пространства – массового общества. Данное общество характеризуется наличием специфических средств связи – средств массовой коммуникации.
В теории массовой коммуникации выделилось два основных направления:
Человеко-ориентированный подход, который поддерживал модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходили из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается.
Медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться.
Функции средств массовой коммуникации:
· социальной ориентировки
· социальной идентификации
· контакта с другими людьми
· самоутверждения
· утилитарная
· эмоциональной разрядки
Среди методов исследований массовой коммуникации выделяется анализ текстов (с использованием контент-анализа), пропагандистский анализ, анализ слухов, наблюдения, опросы (анкеты, интервью, тесты, эксперименты)