Слушание – осознанное восприятие всех сообщений, исходящих от другого человека, предполагающее открытость ко всему его коммуникационному поведению.
Способность слышать – условие социальной адаптации человека, возможность устанавливать и поддерживать межличностные отношения, следовательно, важнейшее коммуникативное качество личности.
“Жизнь” сообщения в межличностной коммуникации включает четыре стадии:
1. Сообщение, которое намерен сделать отправитель (его мысли).
2. Сообщение, каким оно высказано (его реальное кодирование говорящим).
3. То, как оно интерпретировано (декодировано слушателем).
4. То, каким оно окончательно сохранилось в памяти слушателя.
Три вида “озабоченности” слушателя, затрудняющие его участие в коммуникативном процессе (И. Гофман):
• внешняя рассеянность: человек не обращает внимания на то, что считается важным, поскольку поглощен чем-то, что не способствует установлению дружеских контактов с другими членами группы. Он вслушивается в то, что находится за границами данной группы.
• эгоистичность. Озабоченности человека только самим собой мешает ему быть полностью вовлеченным в беседу.
• поглощенность взаимодействием. Человек настолько обеспокоен тем, как складываются его отношения в группе, что утрачивает способность следить за темой разговора.
Виды слушания:
• Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.
• Рефлексивное (или активное) слушание – это обратная связь с говорящим с целью контроля точности восприятия услышанного. В отличие от нерефлексивного слушания здесь слушающий более активно использует словесную форму для подтверждения понимания сообщения.