Задача устноречевой коммуникации— добиться того, чтобы в сознании слушателя возникла та информация, которую выражал говорящий. Если в сознании собеседников варианты решения задачи совпадут, информация будет воспринята и осмыслена одинаково.
Роль инициатора общения (говорящего), как правило, связана с передачей информации и воплощается в следующих разновидностях:
• адресатная — позитивная (передача знаний);
• адресатная — позитивная (уточнение собственных знаний, например «выспрашивание»);
• адресатная — суггестивная (проверка или выяснение знаний);
Говорение — вид устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем говорения является динамичная, спонтанная, инициативная (творческая) речь.
Для осуществления говорения необходимы определенные предпосылки условия говорения:
• наличие коммуникативно-речевой ситуации, которая служит стимулом говорения;
• наличие цели сообщения своих мыслей, коммуникативной направленности взаимодействия;
• наличие знаний о предметном содержании, компонентах ситуации, об объеме речевого произведения, т.е. о том, что определяет процесс говорения;
• отношение к объекту речи — собеседнику, понимание его настроения, чувств, системы взглядов, знание его потребностей в общении и т.д.;
• наличие средств выражения своих мыслей и чувств, средств выражения своего отношения и реализации речевого действия; такими средствами являются речевое умение и составляющие его навыки.
Уровни структуры и содержания:
• мотивированный уровень и уровень коммуникативного намерения — то, ради чего и с каким предлагаемым воздействием на партнера откроется текст;
• предметно-содержательный уровень — набор явлений, фактов, предметов действительности, который отражается в вербальном общении;
• смысловой уровень (уровень смыслового содержания) — логическая организация предметных связей в процессе их осмысления; языковой план — совокупность языковых средств (лексических, грамматических и т.д.);
• речевой план — своеобразие способов формирования и формулирования мысли, отражающих культуру, условия, форму общения, индивидуальные характеристики говорящего;
• фонационный план для звучащего текста — его интонационно-произносительные особенности.