Коммуникация всегда ситуативно обусловлена. Переменными, задающими определенный контекст коммуникации, могут быть место и время встречи, намерения или цели участников общения, наличие или отсутствие посторонних лиц и др. Наша интерпретация чьих-то слов или действий будет зависеть от того, в каком контексте мы воспринимаем эти слова или действия.
Социальная ситуация – это естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся действий или деятельности.
Универсальные факторы социального взаимодействия (М. Аргайл):
1.Цели.
2.Правила.
3.Роли.
4.Элементарные действия, т. е. простейшие вербальные и невербальные формы участия во взаимодействии.
5.Последовательность поведенческих актов (например, принятый порядок смены ролей говорящего и слушающего).
6.Концепты-знания, т. е. наличие в когнитивной структуре определенных категорий, обеспечивающих понимание ситуации.
7.Физическая среда,(закрытое помещение, улица, площадь и т. п.), физические качества среды, воздействующие на органы чувств (цвет, шум, запахи и т. п.), реквизит (например, классная доска, парты в школьном классе), пространственные условия (расстояния между людьми и объектами).
8.Язык и речь, т. е. ситуационно обусловленные обороты речи, интонации, используемые участниками взаимодействия.
9.Трудности и навыки, т. е. различные препятствия для взаимодействия и навыки их преодоления.
Важными характеристиками ситуации, воздействующими на поведение людей, являются следующие:
• знакомая – незнакомая;
• формальная – неформальная;
• ориентированная на выполнение дела – ориентированная на общение;