Принципиальные электрические схемы служат основанием для разработки других конструкторских документов, например монтажных схем и чертежей, схем внешних соединений и т.п. По форме исполнения различают принципиальные электрические совмещенные (свернутые) и развернутые схемы. На совмещенных электрических схемах приборы и аппараты изображают в собранном виде, т.е. обозначение элементов, входящих в комплект аппарата (катушки, контакты), размещают внутри условного изображения прибора с маркировкой выходных зажимов согласно заводской инструкции или данным каталога. Совмещенные электрические принципиальные схемы применяют для изображения принципа действия сложных регулирующих устройств, информационных или вычислительных управляющих машин и др. При составлении принципиальных электрических схем в развернутом виде изображения приборов и аппаратов разъединяют на составные элементы, которые связывают друг с другом, в результате чего образуются отдельные электрические цепи.
В целом схема состоит из ряда электрических цепей, расположенных горизонтально или вертикально. Желательно располагать электрические цепи в соответствии с последовательностью действий отдельных элементов во времени, так как в этих схемах используют развернутые изображения отдельных элементов аппаратов. При вычерчивании принципиальных электрических схем применяют условные графические изображения в соответствии с действующими стандартами.
Каждый элемент схемы должен иметь буквенно-цифровое обозначение. Все элементы одного и того же аппарата в принципиальной схеме обозначаются одинаково. Если таких аппаратов в схеме несколько, то после буквенного обозначения ставится цифра. Переключатели, которые не имеют отключенного состояния, изображают на схеме в одном из положений, принятом за исходное. Для обозначения положения контактов, ключей и переключателей управления, программных реле и других многопозиционных аппаратов и устройств используют специальные диаграммы, характеризующие состояние контактов при различных положениях аппаратов.
5 Вопрос Принципы автоматического управления пуском и торможением электродвигателей.
Пуск любого двигателя сопровождается определенными переключениями в силовой цепи и цепи управления. При этом используются релейно-контакторные и бесконтактные аппараты. Для асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором пуск чаще всего сводится к прямому включению двигателя на полное напряжение сети. Мощные асинхронные и синхронные двигатели включаются на пониженное напряжение, а по окончании пуска статор двигателя включается на полное напряжение сети. Для асинхронных двигателей с фазным ротором и двигателей постоянного тока в целях ограничения пусковых токов в цепи роторов и якорей двигателей включаются пусковые резисторы, которые при разгоне двигателей по ступеням выключаются. Когда пуск закончится, пусковые резисторы полностью шунтируются. Процесс торможения двигателей также может быть автоматизирован. После команды на торможение с помощью релейно-контакторной аппаратуры осуществляются необходимые переключения в силовых цепях. При подходе к скорости, близкой к нулю, двигатель отключается от сети. В процессе пуска выключение ступеней происходит через определенные интервалы времени либо в зависимости от других параметров; при этом изменяются ток и скорость двигателя.
Управление пуском двигателя осуществляется в функции ЭДС (или скорости), тока, времени и пути.