Автоматизированный электропривод (АЭП) представляет собой электромеханическую систему, состоящую из автоматического управляющего устройства (АУУ), преобразователя мощности, передаточного устройства и электродвигателя, предназначенных для приведения в движение исполнительных органов рабочей машины и управления этим движением. Структурная схема такого электропривода приведена на рис. 1.1. Электродвигатель и рабочая машина представляют собой объект управления.
Рис. 1.1. Структурная схема автоматизированного электропривода: АУУ — автоматическое управляющее устройство; Пр — преобразователь; М — электродвигатель; РМ — рабочий механизм; ОУ — объект управления; 1-3 — обратные связи
В автоматическое управляющее устройство, структурная схема которого дана на рис. 1.2, входят задающее устройство (ЗУ), корректирующая часть (КЧ), выполняющая функции управляющего и формирующего устройств, и промежуточный усилитель (ПУ).
Система автоматизированного управления электроприводом (САУЭП) состоит из автоматического управляющего устройства и преобразователя, которые воздействуют на объект управления.
Выходными параметрами электропривода являются: скорость, ускорение, угол поворота, момент, мощность. В процессе управления эти величины могут регулироваться по определенному закону либо стабилизироваться. Обозначим, например, задающее воздействие p(f), а выходную величину y(t) (рис. 1.3). Основная задача САУЭП — обеспечить отработку задающего воздействия, т.е. выполнение равенства p(t) = y(f) во все моменты времени работы электропривода. Но эти функции не равны, так как в системе существуют возмущающие воздействия. К ним относятся нестабильность напряжения, характеристик элементов системы, изменение нагрузки и др. При формировании функции y(t) необходимо найти оптимальный вариант.
Рис. 1.3. Структурная схема САУЭП по разомкнутому циклу: УУ — управляющее устройство; Пр — преобразователь; М — электродвигатель; РМ — рабочий механизм; т1...т„ — возмущающие воздействия
Основные функции САУЭП сводятся к управлению процессами пуска, торможения и реверса электродвигателя, стабилизации координат электропривода, выполнению слежения за изменяющимися параметрами, программному и адаптивному управлению, защите электрических цепей, обеспечению заданной последовательности операций с отдельными элементами и узлами. САУЭП — это система, получающая и перерабатывающая информацию. Она может строиться по разомкнутому, замкнутому и комбинированному циклу.
В разомкнутых системах имеется только один канал информации — задающий. Выходная величина не воздействует на входную. Точность отработки заданного режима невелика. Структурная схема такой системы приведена на рис. 1.3.
В разомкнутых системах возможно только последовательное выполнение работы элементов схемы: пуск, торможение и т.д.
В замкнутых системах используются два канала информации: задающий и канал обратной связи. Это позволяет увеличить точность обработки.
В комбинированных системах объединяются замкнутая и разомкнутая системы. Это наиболее совершенные САУЭП.