Часто для проверки двигателя по нагреву и особенно при предварительном его выборе приходится пользоваться графиками момента или мощности, развиваемых двигателем.
При неизменном магнитном потоке, когда момент двигателя M=cI, можно для проверки двигателя воспользоваться методом эквивалентного момента.
Для ступенчатого графика эквивалентный момент определяем по формуле
(1)
При изменяющейся теплоотдаче вместо tцв (1) подставляем . Эквивалентный момент сопоставляем с номинальным моментом двигателя, и если , то двигатель полностью используется по нагреву.
Этот метод применим для двигателей постоянного тока с независимым возбуждением, а также асинхронных и синхронных двигателей, работающих с номинальным магнитным потоком. Кроме того, для применения и этого метода должно выполняться условие неизменности постоянных потерь и активных сопротивлений двигателя.
Когда нагрузочная диаграмма электропривода и механизма задана графиком мощности, развиваемой двигателем, выбор и проверка его по нагреву могут быть произведены методом эквивалентной мощности, но лишь в том случае, если между мощностью и током существует прямая пропорциональность, т. е. при ΔРС = const, R=const, Ф = const, ω = const = ωном.
Эквивалентную мощность для ступенчатого графика определяем по формуле
и сравниваем с номинальной мощностью двигателя, при этом должно быть
Метод эквивалентной мощности может быть применен для проверки по нагреву асинхронных и синхронных двигателей, а также двигателей постоянного тока независимого- возбуждения, работающих с номинальным потоком и постоянной или мало меняющейся угловой скоростью.
Методом эквивалентной мощности можно воспользоваться и в случае переменной угловой скорости, если привести мощность при угловой скорости ωi к эквивалентной мощности при ω=ωо, используя соотношение
. Тогда формула эквивалентной мощности для случая переменных угловой скорости и теплоотдачи примет вид:
Замечание по данной главе.
Следует отметить, что нее рассмотренные методы проверки двигателя по нагреву при перемонной нагрузке представляют собой методы эквивалентного преобразования нагрузочной диаграммы к стандартной диаграмме для режима S1, на который рассчитан двигатель продолжительного режима. Этими методами (при выполнении соответствующих ограничений) могут быть проверены двигатели продолжительного режима, работающие в режимах S7, S8 и подобных им и в режимах S3, S4, S5. Наиболее универсальным и точным из всех рассмотренных методов является метод средних или эквивалентных потерь.
Если методы средних потерь и эквивалентного тока пригодны только для проверки но нагреву предварительно выбранного двигателя, то методами эквивалентного момента и мощности можно воспользоваться для предварительного выбора двигателя по нагрузочной диаграмме механизма (или по упрощенной нагрузочной диаграмме двигателя, построенной без учета момента инерции двигателя), считая, что момент (мощность) двигателя равен соответствующим статическим значениям. Такой выбор является более точным, чем выбор по средней мощности. Предварительный выбор производят по формулам: