Строится модель двигателя, в которой в качестве переменных фигурируют потоки энергии, и вводится классификация режимов электромеханического преобразователя с позиции энергетики.
Рэл – электрическая энергия;
Рмех – механическая энергия;
DРпотерь – энергия потерь.
для ДПТ.
, где m – число фаз (чаще всего 3).
С энергетической точки зрения существуют два режима работы двигателя:
1. двигательный режим Рмех>0
2. тормозной режим Рмех<0
2.1. режим рекуперативного торможения (РТ)
Рэл–DРпотерь=Рмех, Рмех<0 и Рэл<0. Последнее является основным признаком режима, это режим с возвратом энергии в сеть. Для реализации в ДПТ необходимо изменить знак тока или напряжения. Чаще всего изменяют знак тока, так как напряжение ответственно за направление вращения. Этот режим наиболее экономичен.
2.2. режим динамического торможения (ДТ)
Основным признаком режима является нулевое взаимодействие с сетью Рэл=0. DРпотерь=Рмех. Условием реализации этого режима является U=0 и Iя¹0 (иначе не будет момента). Этот режим также называют автономным или автогенераторным торможением.
2.3. режим торможения противовключением (ТПВ)
Рэл>0, Рмех<0 Þ DРпотерь=Рэл–Рмех>>0. Режим ТПВ возникает, если двигатель подготовлен для вращения в одну сторону, а силами нагрузки или по инерции – вращается в противоположную.
Для реверсирования АД необходимо поменять местами две фазы. Это переключение можно провести почти мгновенно, путем контактного реверсера, тогда изменится направление вращения магнитного поля статора и произойдет торможение противовключением.
Геометрическая интерпретация режимов:
В качестве примера рассмотрим лебедку с грузом:
w0 – точка идеального холостого хода.
При добавлении нагрузки уменьшается w и увеличивается Мс; Мс3 и w3 получают при максимальной нагрузке, при этом двигатель сначала остановится, а затем начнет вращаться в другую сторону.