Под статической устойчивостью понимается такое состояние установившегося режимы работы привода, когда при случайно возникшем отклонении скорости от установившегося значения привод возвратится в точку установившегося режима. При неустойчивом движении любое, даже самое малое, отклонение скорости от установившегося значения приводит к изменению состояния привода – он не возвращается в точку установившегося режима.
Изобразим в одних осях механическую характеристику двигателя и рабочей машины.
Валы обоих устройств находятся во вращении с одинаковой скоростью.
Из основного уравнения движения привода в точке С
Такие точки, где скорость привода неизменна называют стационарными (установившимися) точками.
Но это не значит, что привод будет устойчиво работать в этой точке. Если при небольших отклонениях скорости от стационарной точки привод возвращается в эту точку самостоятельно, то это точка устойчивого режима. И наоборот, если при небольших отклонениях привод стремится удалиться от этой точки, то точка не является устойчивой.
Рассмотрим стационарную точку С. Пусть скорость получила приращение ω→ω1
w1>wc, Mc1>M1 Þ , то есть w уменьшается, пока не вернется в точку С, где М=Мс.
Аналогичная картина получается и в случае, когда мы притормозим двигатель: w2<wc, M2>Mc2 Þ Þ w увеличивается, пока не вернется в точку С.
Таким образом можно утверждать, что точка С – устойчива.
Рассмотрим пример неустойчивой стационарной точки. Пусть АД имеет характеристику, показанную на рис
w1>wc, Mc1<M1 Þ привод будет разгоняться и дальше, так как , и при w2<wc, M2<Mc2 Þ привод будет замедляться и дальше, так как . Таким образом можно утверждать, что точка С – неустойчива.
Критерий устойчивости: если в стационарной точке жесткость механической характеристики двигателя меньше жесткости механической характеристики рабочей машины b<bс, то эта точка устойчива, и наоборот.
Переходные режимы электропривода:
Переходные процессы, связанные с разгонами и торможениями электропривода при изменениях механических характеристик двигателя или рабочей машины.