Цена как важен элемент рыночной экономики эквивалентом обмена изделий и товаров. В самом общем значении это количество денег, за которое продавец желает продать товар, а покупатель купить.
Сущность учетной функциицены заключается в определении расходов общественного труда на производство конкретного товара. Она удостоверяет, по какой стоимости общество удовлетворяет определенную потребность в изделии. Выполняя эту функцию, цена дает возможность определить стоимость сырья, материалов, комплектующих, труда, других, в том числе и финансовых, ресурсов, которые были использованы для производства товара.
Функция сбалансированности спроса и предложениявоспроизводит связь между этими категориями на рынке. Особенное значение эта функция играет в условиях рыночной экономики, когда основными регуляторами экономических отношений являются законы спроса и предложения. Если в обществе между ними возникает диспропорция, цена составляет гибкий инструмент для их уравновешивания.
Стимулирующая функцияцены характеризует ее влияние на предложение и потребление разных товаров. Стимулирующее влияние цены зависит от частицы прибыли в цене изделия. Государство должно возможность стимулировать производство и реализацию разных товаров с помощью такого рычага, как налоговые платежи (при предоставлении льгот при уплате некоторых из них). В результате этого влияния объемы производства могут увеличиваться или уменьшаться.
Распределительная функциясвязана с отклонением цены от стоимости товара под воздействием разных факторов и в этой связи с делением перераспределением национального дохода между отраслями, предприятиями, секторами экономики, предприятиями разных форм собственности, фондами нагромождения и потребления.
Функция цены как средству рационального размещения производства.Сущность этой функции заключается в перемещении капитала из одних отраслей в других, с высшей прибыльностью. Предприятие как субъект рыночных отношений должно самостоятельно выбирать сферу самой прибыльной деятельности, самого экономного использования ресурсов и капитала.
За каналами товародвижения есть такие цены:
Производственная, что состоит из всех расходов предприятия, которые происходят в процессе производства и реализации товаров, а также прибыли, которая нужна предприятию для расширения своей деятельности.
Отпускная цена производителя,в которую входят производственная цена предприятия и непрямые налоги; акцизный сбор и налог на добавленную стоимость производственного предприятия.
Оптово-посредническуюцену, которая применяется предприятиями-посредниками в отношениях между производителями и розничными торговыми предприятиями.
Розничную, за которой розничные торговые предприятия реализуют товары конечным потребителям. Эта цена состоит из отпускной или оптово-посреднической цены производителя и посредника и торговой надбавки.
За степенью регуляции :
Фиксированные,что устанавливаются государственными органами на одном уровне, изменяются или отменяются только этими органами, а их нарушение карается в административном, а иногда и в криминальном порядке.
Регулируемые, что так же устанавливаются государственными органами или органами местного самоуправления согласно с соответствующими полномочиями и имеют отдельные ограничения.
Свободные,или договорные цены, которые устанавливаются согласно с заключенными соглашениями между предприятиями-производителями и предприятиями, которые в дальнейшем будут реализовывать этот товар.
Индикативные, которые планируются, рекомендуются и стимулируются государством. Суть индикативной цены заключается в том, что цена, которая устанавливается в контракте между отечественным и иностранным партнерами на продажу отдельных видов товаров, не может быть ниже от установленной государством индикативной цены.
Комиссионные, которые устанавливаются отдельными торговыми предприятиями, если товары сдают на комиссию физические лица с целью их перепродажи. Комиссионная цена устанавливается под воздействием спроса и предложения, но согласно с начальной стоимостью товара и расходами торгового предприятия, связанными с его реализацией.
За территорией действия:
Мировые, что определяются как средние цены на изделия или товары, характерные для мирового общества в целом или большинства стран мира.
Межгосударственные, что устанавливаются в договорах между государствами, когда заключаются двусторонние соглашения о снабжении товаров, которые имеют государственное и стратегическое значение для страны.
Государственные, то есть цены, которые устанавливаются и действуют внутри государства на внутреннем рынке товаров и услуг, их действие ограничивается государственной границей страны.
Местные,что устанавливаются на местных рынках в пределах определенного региона страны.
За степенью монополизации:
Монопольные,что устанавливаются производителями или реализаторами, которые являются монополистами и имеют на рынке наибольший удельный вес. Такое особенное положение на рынке предоставляет им возможность устанавливать любую высокую цену на свой товар и очень низкую на сырье, которое покупают у поставщиков, и получать большую дополнительную прибыль.
Биржевые цены. Это цены, которые действуют на биржах и за которыми заключаются соответствующие соглашения.