В одних отраслях производитель сам устанавливает конечную цену. В других отраслях существуют предприятия, которые продают продукцию прямо и непрямо конечному покупателю. Некоторые предприятия используют обе формы торговли.
Существуют следующие ситуации:
1. Производитель определяет как цену предложения, так и конечную цену и вместе с этим торговую наценку. Это классическое вертикальное ценообразование. Во многих странах такая мулька запрещена. В этой ситуации часто используют «рекомендованные производителем цены».
2. Производитель определяет только свою цену предложения и не влияет на конечную цену. При агрессивных формах торговли производитель остается лишь со своей ценой предложения как параметром сделки. Чтобы производитель смог установить цену предложения, максимизирующую прибыль, ему нужно знать функцию спроса конечного потребителя и поведение торговли при установлении конечной цены.
3. Производитель и торговля занимаются максимизацией общей прибыли. Распределение общей прибыли регулируется посредством цены предложения производителя, которая является предметом «выторговывания». На первом шаге устанавливается конечная цена, максимизирующая общую прибыль. На втором шаге прибыль делится между производителем и продавцом. Здесь как раз и идет «торг».
4. Торговля определяет цену предложения и ему ничего не остается делать, ка принять или отклонить эту цену. Такая ситуация бывает в сделках между мелкими производителями и крупными торговыми предприятиями, а также ввиду постоянно возрастающей силы торговли. Самостоятельная ценовая политика производителя в этом случае исключена. В этой ситуации производитель может влиять на прибыль только через объем сбыта и затраты.