Метод с учётом потребительского эффекта применяется, если продукция является взаимозаменяемой, т.е. удовлетворяет одинаковые потребности, но различается по физико-химическому составу, в параметрический ряд её выставить нельзя. Вместе с тем, поскольку эта продукция удовлетворяет одинаковые потребности, цены на неё не могут строиться изолированно. Взаимосвязь цен на новое и ранее выпускавшееся изделие обеспечивается посредством показателя потребительского эффекта, который потребитель может получить при использовании нового изделия (материала) вместо прежнего.
Ц н = Цб + Эп х Кт, где Ц н – цена нового изделия; Цб – цена ранее применявшегося изделия;
Эп – эффект у потребителя от замены прежнего изделия новым;
Кт, - коэффициент торможения, или морального старения изделия (чем выше темпы НТП, тем меньше величина коэффициента).
Расчётные методы в условиях административного регулирования являются практически единственной ценовой методикой, поскольку при таких условиях нет объективной необходимости учитывать конъюнктуру рынка.
В условиях рынка цена, рассчитанная продавцом, - это лишь база формирования цены фактической сделки. Расчётная цена может совпадать с ценой фактической сделки и даже быть выше, если продавец является монополистом.
Если продавец придерживается умеренной ценовой политики, то не только цена фактической сделки, но и цена предложения может быть ниже расчётной цены. Когда продавец работает в условиях конкурентного рынка, возможно расхождение между расчётной ценой и ценой фактической реализации.