Анализ окружающей среды вносит решающий вклад в постановку достижимых целей ценообразования, которые соответствуют генеральной цели и стратегии компании, а также оказывает решающее влияние на использование предлагаемых рынком возможностей. Могут преследоваться многие цели ценообразования, и их можно классифицировать как: (1) цели, ориентирующиеся на прибыль (например максимизация прибыли, получение удовлетворительного объема прибыли, достижение окупаемости инвестиций); (2) цели, ориентирующиеся на затраты (например возмещение затрат за определенный период времени, достижение объема для того, чтобы сократить затраты); (3) цели, ориентирующиеся на спрос/продажи (например, рост или поддержание продаж, использование привлекательной цены на один товар для продажи других товаров данной товарной линии, заключение торговой сделки); (4) цели, ориентирующиеся на конкуренцию (например достижение ценового лидерства, недопущение внедрения нового конкурента, удержание других участников рынка от снижения цены).
Компании могут преследовать более одной цели ценообразования: в таком случае цели ценообразования должны быть согласованы, а приоритеты (или взаимосвязь) четко определены (Monroe, 1990). Менеджеры (особенно в сфере розничных продаж) зачастую концентрируют внимание на целях, ориентирующихся на затраты, потому что они упрощают проблему ценообразования (см. раздел 5). Проделывая это, однако, они упускают возможность прибыльного ценообразования, основанного на факторах, ориентирующихся не только на цену (см. раздел 4).
Ряд авторов приводят другие примеры целей ценообразования и их классификации (см., например: Mortis and Calantone, 1990; Ansari et al, 1996; Levy and Weitz, 1995; Karande and Kumar, 1995). Особый интерес для нас представляет типология, предложенная Г. Теллисом (Tellis, 1986). Теллис различает три «источника» основных целей ценообразования: компании могут (1) использовать неоднородность потребителей и наличие различных рыночных сегментов; (2) принять конкурентное положение как отправную точку для принятия стратегии ценообразования; (3) сосредоточиться на возможностях, кроющихся в ценообразовании в рамках товарной линии.
Хотя различные цели не являются взаимоисключающими, они показывают «ключевые» моменты ценообразования, представляющие интерес, а также ставят основные рамки для принятия разнообразных стратегий ценообразования, описанных в литературе и наблюдаемых на практике.